Министр инстранных дел России Сергей Лавров дал интервью алжирской газете «Аль-Хабар», перевод которого публикует официальный сайт МИД РФ.
Вопрос: Как обстоит дело с наполнением конкретным содержанием Декларации о стратегическом партнерстве между Россией и Алжиром, подписанной в 2001 году? Каковы перспективы двустороннего взаимодействия на международных, особенно западноевропейском, рынках газа и не воспринимается ли Алжир в этих вопросах в качестве потенциального конкурента?
С.В.Лавров: Россия и Алжир поддерживают плотные, насыщенные контакты по политической линии. В сентябре 2012 г. состоялась моя встреча с Министром иностранных дел АНДР М.Меделси «на полях» сессии Генассамблеи ООН в Нью-Йорке. В конце ноября 2012 г. в Москве с визитом побывал Министр-делегат по магрибинским и африканским делам А.Мессахель. В феврале 2013 г. в рамках поездки по странам Африки я посетил Алжир. В ходе состоявшихся переговоров с Президентом А.Бутефликой и моим коллегой М.Меделси мы обменялись мнениями по актуальным международным и региональным проблемам, обсудили перспективы активизации деловых связей между Россией и Алжиром в контексте реализации подписанной в апреле 2001 г. в Москве Декларации о стратегическом партнерстве, решений российско-алжирских саммитов 2006 г., 2008 г. и 2010 г. 25 июня состоялся визит Министра иностранных дел Алжира М.Меделси в Москву, в ходе которого был рассмотрен широкий круг вопросов двусторонней и международной повестки дня. Успешно развиваются торгово-экономические связи между нашими странами. В течение ряда лет Алжир входит в тройку ведущих партнеров России в Африке. Объем товарооборота в прошлом году составил 2,7 млрд. долл. США, что на 12% превышает показатели 2011 г.
Особое место в отношениях между нашими странами традиционно занимает взаимодействие в энергетической сфере. Российские и алжирские профильные ведомства и деловые круги высоко оценивают перспективы сотрудничества в этой области. Что касается работы Форума стран - экспортеров газа, второй саммит которого состоялся в Москве 1-2 июля с.г., отмечаем близость наших подходов к выстраиванию сбалансированных отношений между ключевыми производителями и потребителями природного газа. Считаем необходимым укреплять координацию действий между ОАО «Газпром» и алжирской государственной нефтегазовой корпорацией «Сонатрак» на европейском газовом рынке. 29-30 апреля с.г. в Алжире успешно прошло 6-е заседание Смешанной межправительственной Российско-Алжирской комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству, российскую часть которой возглавляет Министр энергетики А.В.Новак. Теме нашего взаимодействия в нефтегазовой сфере было уделено особое внимание как в рамках сессии Комиссии, так и в ходе двусторонних встреч «на ее полях».
Вопрос: Задача противодействия терроризму во всех его проявлениях приобретает растущее значение для международного сообщества. Насколько тесное взаимодействие установилось между нашими странами в этой области, и в каких форматах оно продвигается? Предусмотрено ли оказание Алжиру помощи в подготовке профильных кадров и поставками специмущества? Поддерживает ли российская сторона инициативу Алжира о международно-правовой криминализации выкупа за освобождение заложников как меры по перекрытию путей финансовой подпитки боевиков?
С.В.Лавров: Высоко оцениваем уровень российско-алжирского антитеррористического сотрудничества, которому сопутствует активная динамика в двусторонних делах и совпадение взглядов по многим проблемам международной безопасности. Мы едины в том, что решать их можно только на основе принципа верховенства права, опираясь на центральную роль ООН и ее Совета Безопасности. Придаем важное значение укреплению нашего взаимодействия в этой области в рамках двусторонней Рабочей группы по борьбе с терроризмом и оргпреступностью, в которой участвуют представители заинтересованных министерств и ведомств двух стран. В ходе пятого заседания Рабочей группы 18-19 февраля с.г. в Алжире особое внимание наряду с задачами дальнейшего развития сотрудничества в противодействии новым вызовам и угрозам в формате ООН и других международных организаций было уделено аспектам борьбы с радикализацией общественных настроений, социально-экономической и идеологической профилактике терроризма с учетом опасной динамики развития ситуации в Сахаро-Сахельской зоне.
Россия делает акцент на предоставлении технической помощи в сфере антитеррора в формате специальных программ ООН и по двусторонним каналам, в частности по линии подготовки профессиональных кадров по линии МВД России. Террористические угрозы в регионе сегодня связаны с ситуацией в Ливии и вокруг нее, в первую очередь вследствие бесконтрольного распространения оружия. Пример тому - террористическая атака на газовый комплекс «Ин Аменас» в Алжире в январе нынешнего года. Мы продолжаем настаивать на необходимости полного и добросовестного выполнения принятой по инициативе России резолюции СБ ООН 2017, направленной на борьбу с распространением ливийского оружия, которое сегодня используется для дестабилизации ситуации в Алжире, Мали, Сирии и других странах. Что касается проблемы выкупа за захваченных террористами заложников, которая действительно актуальна для некоторых районов Африки, включая Сахаро-Сахельскую зону, считаем, что линию на противодействие подобному виду преступной деятельности необходимо выстраивать с использованием максимально широкого набора средств и возможностей по освобождению похищенных людей. В основе подхода, на наш взгляд, должен лежать императив спасения их жизней. При этом проблема финансирования терроризма не сводится только к выплате выкупа, является комплексной и сложной.
Вопрос: Складывается впечатление, что на примере Сирии мы становимся свидетелями противоборства между мировыми державами через подставных игроков. Российская линия в сирийских делах неоднозначно воспринимается на Западе и в арабском мире. Почему, на Ваш взгляд, так происходит? После передачи места САР в ЛАГ сирийской национальной коалиции сил революции и оппозиции на Западе на ответственном уровне стал подниматься вопрос о том, чтобы начать вооружать антиправительственные группировки. Не собирается ли Москва в ответ наращивать поставки вооружений Дамаску? Представляют ли джихадисты в Сирии реальную угрозу региональной стабильности? С.В.Лавров: Я не стал бы характеризовать ситуацию в Сирии как противостояние мировых держав.
Позиция России заключается в том, что этот острый кризис должен быть урегулирован политическим путем через межсирийский диалог, без иностранного силового вмешательства и диктата. Это полностью соответствует нормам и принципам, лежащим в основе современной системы международных отношений, опирающейся на Устав ООН. Только так можно прийти к долгосрочному решению, отвечающему интересам всех групп и слоев сирийского общества. Именно такой подход позволил выйти на российско-американские договоренности, достигнутые в Москве 7 мая с.г., в соответствии с которыми в настоящее время ведется работа по созыву международной конференции по Сирии. Ее цель - усадить за стол переговоров представителей сирийского правительства и оппозиционных групп, дать старт политическому процессу урегулирования, как это предусматривается Женевским коммюнике «Группы действий» от 30 июня 2012 г. Государства-участники конференции и все другие заинтересованные стороны должны этому содействовать. У России в Сирии нет каких-то геополитических целей.
Нет у нас и марионеток, которые исполняли бы нашу волю. Все, чего мы хотим, - чтобы сирийцы самостоятельно, с задействованием демократических механизмов определяли будущее своей страны. Мы не вмешиваемся во внутрисирийский конфликт, не делим сирийцев на «своих» и «чужих». Но мы решительно и безоговорочно осуждаем любые проявления терроризма и экстремизма, насилие в отношении мирного населения, в особенности преступления, совершаемые на почве религиозной или национальной ненависти. Мы также не одобряем действий тех, кто упорно не желает садиться за стол переговоров, выдвигает предварительные условия, ведет дело к конфронтации и готов «до последней капли» проливать кровь сирийского народа, лишь бы добиться силового свержения режима.
Мы с тревогой следим за укрепляющейся координацией между различными отрядами «Аль-Каиды», их действиями, направленными на подрыв любой возможности движения к миру в Сирии, на провоцирование напряженности на этноконфессиональной почве, особенно по линии сунниты-шииты. При этом экстремисты совершают гнусные преступления, включая террористические акты в людных местах Дамаска или конфессиональные чистки, подобные резне, которую они устроили в шиитской деревне Хатла под Дейр-аз-Зором, где было убито шестьдесят мирных жителей, их дома взорваны, а священнослужители повешены. Линию на наращивание поставок вооружений оппозиционным группам считаем ошибочной. Этим мир на сирийской земле приблизить нельзя, результатом таких действий будет лишь усиление страданий сирийского народа, опасное обострение ситуации в регионе.
И совершенно неверно было бы утверждать, что в этом случае в итоге кто-то выиграет, а кто-то проиграет. Проиграют все. Этим глобализированный, взаимозависимый мир, в котором мы живем сегодня, в корне отличается от ситуации в XIX, да и в XX веке. Хотел бы подчеркнуть, что международная конференция могла бы стать подходящей возможностью для возвращения Сирии к нормальной жизни. Для этого все ее потенциальные участники, среди которых мы были бы рады видеть Алжир, должны проявить максимум доброй воли и быть ориентированными на оказание реального содействия сирийцам. Уверены - дело это непростое, но не невозможное.
Источник: Сергей Филатов.
Рейтинг публикации:
|