Наличие у Израиля ядерного арсенала - это, пожалуй, самый плохо скрываемый в мире секрет, однако ядерная программа этой страны остается одной из самых непрозрачных. Основываясь на рассекреченных недавно документах, исследователи Уильям Бёрр и Авнер Коэн в Foreign Policy отвечают на один из главных вопросов: как и когда Израилю удалось заполучить сырье, необходимое для производства ядерного оружия.
В середине июля 1964 года Госдепартамент США и ЦРУ поручили американским посольствам в Аргентине и Израиле проверить, действительно ли аргентинцы продали еврейскому государству от 80 до 100 тонн оксида урана, говорится в статье. Данное вещество, также известное под названием "желтый кек", используется в качестве топлива для ядерных реакторов, производящих оружейный плутоний, поясняют авторы.
Американские дипломаты подтвердили факт сделки, и Госдеп оказался в неудобном положении. Соединенные Штаты не могли применить никаких санкций в отношении ближайших союзников с целью заставить их отказаться от ядерных амбиций, сообщают исследователи. Информация об этом неминуемо просочилась бы в СМИ, спровоцировав кризис внутри самой Америки и вызвав громкий дипломатический скандал.
Израильская ядерная программа началась со строительства при содействии французов ядерного реактора неподалеку от города Димона в пустыне Негев, напоминают Бёрр и Коэн. Однако пришедший к власти генерал Де Голль наложил существенные ограничения на поставки урана Израилю, после чего израильтяне начали поиски новых источников ядерного топлива.
Первыми об их контактах с Аргентиной узнали канадские разведчики, подготовившие доклад о свершившейся сделке. Затем разведслужбы Канады поделились информацией с коллегами из Британии, которые, в свою очередь, передали их американцам.
Ни сотрудникам американского посольства, ни агентам ЦРУ в Израиле не удалось ничего выяснить о "желтом кеке", тогда американскому послу Уолворту Барбуру было поручено навести справки на более высоком уровне. В июне 1966 года он несколько раз встречался по этому поводу с министром иностранных дел еврейского государства Аббой Эвеном. Однако глава израильского внешнеполитического ведомства уклонялся от ответа на вопрос и обещал уточнить эту информацию в министерстве обороны. "Если Эвен и ответил Барбуру, то в архивах об этом сведений нет", - пишут авторы.
Покупка оксида урана была важным секретом Израиля, однако его главной ядерной тайной было существование установки по переработке отработанного реакторного топлива из Димоны в оружейный плутоний, говорится в статье.
История продажи аргентинского "желтого кека" и его использования в военных целях еще раз напоминает нам об отсутствии международных ограничений на продажу оксида урана, резюмируют Бёрр и Коэн.