Михаил Саакашвили больше не будет заниматься чистой политикой
В студии программы работает обозреватель Михаил Шейнкман.
Перед Генсеком НАТО Расмуссеном - как на исповеди. Разве что не на коленях. Но ничего, кроме правды. Михаил Саакашвили заявил, что больше не будет заниматься чистой политикой. "Все сделаю, чтобы работать по образованию и информированности, а не по чистой политике", - раскрыл он обществу планы на будущее.
Чистой политикой Саакашвили, по большому счету, никогда не занимался. Это всегда были грязные методы. И в этом смысле ему наступать на горло собственной песне не понадобится. Другое дело, что исполнять ее придется хорошо если не на камерной сцене.
Хотя для того, быть может, он и сказал при Расмуссене об уходе в октябре не только из власти, но и из политики, чтобы и его оставили в покое. Действительно, чем может навредить человек, желающий поделиться с аудиторией своим печальным опытом?
Он сам, впрочем, это называет "повышением политической культуры гражданского общества". Это его Саакашвили хочет воспитывать. Полагает, что все неприятности в государстве - от слабой осведомленности и невежества. Достаточно их устранить, чтобы жизнь наладилась. "Я пока не знаю, каким образом буду делать это, но наша проблема заключается в отсутствии базисного образования", - поставил президент свой диагноз.
То, что проблема заключалась в присутствии его самого, скромно из виду упустил. Правильно сделал - сейчас это уже неактуально. Иной вопрос, чему еще Саакашвили может научить страну, которая сама его уже проучила. Он 9 лет занимался образованием Грузии: зачищал ее историю, дрессировал английским, калечил географию. В принципе, он всегда был учителем. Только на букву "М".
Но политика - это не футбол. Здесь в 45 лет еще рано уходить на тренерскую работу. Если, конечно, нет желания вернуться играющим тренером. Поэтому заявки этого деятеля не кажутся такими уж безобидными. "Учение от Саакашвили" - это претензия на некое политическое сектантство с гуру во главе. Он хочет остаться властителем, если не страны, то дум.
Любопытно, что свою заботу о политической образованности населения Саакашвили анонсировал через пару дней после того, как примерно те же слова произнес и премьер. Иванишвили, напомним, заявил, что может оставить свой пост сразу после президентских выборов и заняться построением того самого гражданского общества, которое его визави считает безграмотным.
Если такая последовательность откровений неслучайна, то можно предположить, что Саакашвили намерен открыть против своего оппонента гражданский фронт и там навязать ему борьбу. Ее можно было бы преподнести столкновением двух политических школ, коль скоро речь идет об образовании.
Если это действительно так, то лучше бы Саакашвили не рисковать. Все-таки слишком поздно он решил взяться за ум. И то, к сожалению, не за свой. А, коль так, то как бы ему ни пришлось заниматься самообразованием. Скажем, в какой-нибудь тюремной библиотеке. В Грузии все чаще и настойчивей говорят: суд определит, чем и на какой срок будет занят Саакашвили после отставки.