Новые грузинские власти быстро отреагировали на предложение президента России Владимира Путина сотрудничать в борьбе с терроризмом. Чрез два дня в Тбилиси были задержаны готовившие теракт дагестанцы. Одного из них требует вернуть себе Россия, так как подозревает его в убийстве дагестанского чиновника. Тбилиси выдавать преступника не собирается, хотя многие эксперты предполагают, что арестовали его в угоду Кремлю.
Глава МВД Грузии Ираклий Гарибашвили сегодня пообещал, что Микаил Кадиев, подозреваемый в убийстве главы Хасавюртовского района Дагестана Алимсолтана Алхаматова в 2009 году, не будет экстрадирован в Россию. “О какой экстрадиции речь? МВД задержало этих людей, соответственно, пока идет следствие, никаких вопросов рассматриваться не будет”, – заявил он в эфире одного из телеканалов.
Кадиев с братом Ризваном Омаровым был схвачен в квартире в Тбилиси с оружием и взрывчаткой через два дня после того, как российский президент Владимир Путин предложил грузинским властям сотрудничать в антитеррористическом направлении. Арест был воспринят экспертным сообществом как первая совместная операция. Пророссийски настроенная часть грузинского общества с облегчением вздохнула “Давно пора”. А вот просаакашвилевские политологи пришли к выводу, что таким образом российские спецслужбы “легализовались” в Грузии. В свою очередь глава администрации Саакашвили Андро Барнов назвал это все провокацией, которая направлена против президента Грузии. Выяснилось, что некоторое время Кадиев жил на квартире у сына “личного пилота” Михаила Николаевича.
Родственники арестованных сразу же заявили, что дагестанцы ни в чем не виноваты, и запрещенные предметы им подбросили при аресте. В доказательство брат задержанного Рамаз Кадиев сообщил газете “Квела сиахле” (“Все новости”), что на боеприпасах не было отпечатков пальцев Микаила и что неизвестные сотрудники в штатском предложили подозреваемому сделку: он признает себя виновным в организации теракта, а взамен его выпускают через полтора года.
Сам Микаил Кадиев на суде заявил, что приехал в Грузию в целях безопасности, “так как в России я бы не смог жить, как хочу, не мог молиться на улице” и потому, что русские “ни за что” убили брата. Эмиграция совпала с моментом, когда следователи раскрыли убийство Алхаматова, совершенное в Москве. Подозревали пять человек, включая Кадиева. Среди них также племянник ныне действующего мэра Хасавьюрта Хабиб Умаханов. В конце прошлого года его экстрадировали из Германии в Москву, и сейчас он за решеткой. Хабиб испытывал к Алхаматову личную неприязнь, так как считал главу райадминистрации заказчиком убийства своего брата.
Третий подозреваемый по делу об убийстве – Хабиб Будайханов – был водителем киллеров и попал в руки правосудия сразу же после преступления. Он уже осужден за пособничество. Еще двоих – Гелани Саипова и Заурбека Магомедова – выследили позже. Заурбек оказал сопротивление и был убит.
Кадиев же скрылся в Грузии по фальшивому паспорту и жил на ренту от двух своих магазинов в Дагестане. В конце прошлого года он внезапно исчез, и грузинские правозащитники забили тревогу. Потом СМИ писали, что его арестовал антитеррористический центр Грузии, но Кадиев сбежал, чтобы теперь объявиться со взрывчаткой и оружием. Сам подозреваемый пока никак не объяснил тайну своих исчезновений и появлений. Зато предположил, что его арест связан с государственной политикой.
Экстрадиции в Россию Кадиев боится, как огня. Предполагает, что там его жизнь будет в опасности. За него уже вступился народный защитник Уча Нануашвили, заявив, что подозреваемому в российской тюрьме грозят пытки. Он также нашел нарушения при задержании: Кадиеву предъявили обвинение в хранении взрывчатки, хотя публично объявили, что он готовил теракт.
Некоторые грузинские эксперты поспешили связать имя Микаила Кадиева с чеченской бандгруппой, уничтоженной в прошлом году в ущелье Лопота, в Лапанкури. Как выяснилось при расследовании того инцидента, чеченцев вербовали грузинские спецслужбы, подчиненные Саакашвили, чтобы использовать их против России. Взамен им обещали коридор на Северный Кавказ. Когда эти планы рухнули, их просто предали и расстреляли. Руководитель “Кавказского центра стратегических исследований” Мамука Арешидзе предположил, что Кадиев входил в преступную группу от “Имарата Кавказ”. Но сайты этой экстремистской организации смеются над официальной версией о подготовке теракта в Тбилиси, называя это “грязной и топорной провокацией” грузинских спецслужб, подчиняющихся теперь Иванишвили. Эта точка зрения, как ни странно, полностью соответствует позиции администрации президента.
Четно говоря, имя Саакашвили сейчас опорочить очень непросто. Его имидж упал ниже плинтуса еще во время скандала с насилием над заключенными, разгоревшегося аккурат перед парламентскими выборами, которые выиграла “Грузинская места” Бидзины Иванишвили. С тех пор имя грузинского президента очернено до неузнаваемости, в том числе сотрудничеством с лапанкурскими террористами. А недавно сотруднику администрации Саакашвили приписали создание видеоролика, на котором талибы угрожают Грузии джихадом. На следующий день после появления записи в Интернете в Афганистане террористы атаковали грузинскую военную базу, в результате чего погибли семеро солдат. Видеоролик, как выяснило МВД, был выложен в мировую паутину из Грузии. На вопрос “кем” следователи ответить не спешат, что позволяет оппонентам Иванишвили подозревать в записи обращения талибов пиар-команду грузинского премьера.
Светлана Болотникова
Источник: georgiatimes.info.
Рейтинг публикации:
|