Душанбе хочет попробовать прожить без ссудного процента
В правительстве Таджикистана задумали взять на вооружение «исламский банкинг», предполагающий отказ банков от взимания фиксированных процентов с кредитуемых.
На днях в загородной правительственной резиденции Пугус в 40 километрах к северу от Душанбе прошло первое в республике мероприятие в рамках 38-го ежегодного собрания совета директоров Исламского банка развития, передаёт «Интерфакс».
Напомним, главный принцип исламского банкинга – отказ от процентной ставки при выдаче кредитов, поскольку ислам запрещает ростовщичество. Заёмщик по своему желанию может вознаградить банк, выдавший ему кредит. При этом заёмщик фактически не несёт ответственности за невозмещённый кредит, если не считать «ответственности перед Всевышним».
Предполагается, что такого рода кредитование позволит развить в республике малые и средние промышленные предприятия путём их среднесрочного финансирования на льготных условиях.
Исламский банкинг также запрещает финансировать такие сферы, как производство алкоголя и табака, лотерею, проституцию и производство мясных продуктов, выходящее за рамки халяльных принципов.
Глава Госкомитета по инвестициям и управлению госимуществом Таджикистана Давлатали Саидов заявил на форуме: «Таджикистан сегодня имеет большие возможности в сфере энергетики, водных ресурсов и инфраструктуры. Эти возможности мы можем реализовать с вашей помощью. Я думаю, что мы найдём взаимовыгодные точки соприкосновения и на благо нашего народа».
Таджикистан является членом ИБР с 1996 года, и за это время финансовый институт поддержал в Таджикистане несколько проектов на общую сумму более $100 млн.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Библия, Ветхий завет, второзаконие, глава 14.15, стих 8: "...и свиньи, потому что копыта у ней раздвоены, но не жует жвачки, нечиста она для вас, не ешьте мяса их, и к трупам их не прикасайтесь"
Цитата: Редактор VP
а сестре? отцу? матери? дяде? winked
Брату - значит еврею.
Цитата: Редактор VP
а что шикарного? вывеска - шикарная, на полузомбированный анти-бангстерской пропагандой (интересно - кто и с какой целью "накручивает массы"?) в итоге - что имеем (или - как имеют нас))): заместо %, отдаваемого за полученную "бумагу", "бумагой" же, на которую (ну раз взял - ведь не "на пропить"?) - банкстер, сменивший ширму на "безссуднопроцнтное" - получает не бумагу, а долю, в действующем бизнесе, производстве и т.п. по "ипотеке" - такую же долю - в покупаемой квартире, которую, не платя % по кредиту, тупо, после окончания "срока", придется выкупать (по какой цене?) у того же самого заимодавца.
Это в Японии так. Таджики же дают возможность вознаградить банк как хочешь, или не делать этого вообще. Вы статью ведь не прочли. Хорошо католикам, денег взял, к священнику сходил, ему за исповедь заплатил, он все долги и спишет. Ни банку, ни богу не должен.
Заёмщик по своему желанию может вознаградить банк, выдавший ему кредит. При этом заёмщик фактически не несёт ответственности за невозмещённый кредит......
И тут мне повалила масть!!!
» #11 написал: бамбр (3 июня 2013 12:22) Статус: |
банкстер, сменивший ширму на "безссуднопроцнтное" - получает не бумагу, а долю, в действующем бизнесе, производстве и т.п. по "ипотеке" - такую же долю - в покупаемой квартире, которую, не платя % по кредиту, тупо, после окончания "срока", придется выкупать (по какой цене?) у того же самого заимодавца.
есть еще одно важное условие - возможные убытки,как и возможные прибыли, делятся между банком и заемщиком пропорционально вкладу сторон...как то таг
--------------------
Самая коварная ловушка - гипертрофированное самомнение: приходится мириться с тем, что живёшь в страшном мире состоящим сплошь из завистливых недоумков.(с)
19Не отдавай в рост брату твоему ни серебра, ни хлеба, ни чего-либо другого, что можно отдавать в рост
а сестре? отцу? матери? дяде?
Цитата: Тимошенко Алексей
Шикарно! Условия кредитования меня устраивают. Дайте мне два! А если серьезно, то так и должно быть. И у христиан Библия тоже запрещает ссудный процент, и свинину есть запрещает, кстати.
а что шикарного? вывеска - шикарная, на полузомбированный анти-бангстерской пропагандой (интересно - кто и с какой целью "накручивает массы"?) в итоге - что имеем (или - как имеют нас))): заместо %, отдаваемого за полученную "бумагу", "бумагой" же, на которую (ну раз взял - ведь не "на пропить"?) - банкстер, сменивший ширму на "безссуднопроцнтное" - получает не бумагу, а долю, в действующем бизнесе, производстве и т.п. по "ипотеке" - такую же долю - в покупаемой квартире, которую, не платя % по кредиту, тупо, после окончания "срока", придется выкупать (по какой цене?) у того же самого заимодавца.
Граждане хорошие! Ну, прежде чем петь дифирамбы, в стиле "о-ло-ло! пыщь-пыщь! Ура!" - сначала разберитесь, ну хотя бы минимально, о чем и кому эти самые дифирамбы поёте
дабы не иметь "бледный вид", после того, как "вляпаетесь.
» #9 написал: Consultant (3 июня 2013 04:04) Статус: |
Главное отличие мударабы от договора банковского вклада – разделение риска между инвестором и управляющим капиталом, в то время как в договоре банковского вклада вкладчик не рискует капиталом, ожидая заранее оговоренной прибыли.
вот это по-честному. Финансовое партнёрство - как с вкладчиком, так и с заёмщиком. Инвестиции. Но непонятно, как, к примеру, с жилищными кредитами поступать. Ведь дохода у заёмщика не будет, кроме повышения уровня жизни. Можно их отменить, кредитовать только строителей - за долю в прибыли или убытках. А те - предлагают стандартную рассрочку покупателям. Оставлять ли потребкредиты вообще ? Если человеку, по какой-то причине, не хватает денег дотянуть до зарплаты, например. Вопросов много.
В Душанбе тоже какую-то странную форму принимают. Банки будут просто давать тем, кто заранее вознаградит их. Или другим способом гарантирует процент. Возможен и рост внутрибанковской коррупции. Давать будут прежде всего "своим", за мзду в личный карман. Буду рад ошибиться - что противоядие против ростовщиков найдено и при капитализме.
Самое интересное, что доведя ставку по кредитам банкам до 0,25%, что, с учётом инфляции, означает отрицательную реальную ставку, ФРС начал приближаться к мудараби. Жаль только, что кредитует он не заработанными деньгами, а пустыми бумажками, волею власти США - объявленными равными заработанным.
» #8 написал: manch77 (2 июня 2013 23:33) Статус: |
Коран гласил: «O вы, кто верует! Побойтесь Бога и откажитесь от того, что причитается вам из pocтa, ecли вы поистине уверовали в Аллаха. Если жe вы этого нe сделаете, тo ycлышьтe пpo вoйнy oт Aллaxa и Eгo Пocлaнникa. A ecли откажетесь вы (от ростовщичества), тo вaш кaпитaл останется при вас. Ущерба и обид другим не причиняйте, тогда и сами вы не пострадаете от них» (2; 278-279).
--------------------
Успех в войне решают два фактора: ружье нового образца и школьный учитель. - Отто фон Бисмарк
Не отдавай в рост брату твоему ни серебра, ни хлеба, ни чего-либо другого, что можно отдавать в рост; иноземцу отдавай в рост, а брату твоему не отдавай в рост
Тора однако)
--------------------
Самая коварная ловушка - гипертрофированное самомнение: приходится мириться с тем, что живёшь в страшном мире состоящим сплошь из завистливых недоумков.(с)
lamur72, НУ ТАК ОНИ БРАТЬЯМ И НЕ ДАЮТ!!! Гои - не совсем братья "богоизбранным". Эта цитата к Торе больше подойдет. Причем упор там скорее на "Не отдавай в рост брату твоему ...", а не "Не отдавай в рост брату твоему ...". Чужеземца можешь ты притеснять, но долг брата твоего прости ему (Дварим, 15: 3) «…и будешь давать взаймы многим народам, а сам не будешь брать взаймы, и будешь ты властвовать над многими народами, а над тобою они властвовать не будут » (Дварим, 15: 6). Это Тора.
А это Евангелие Просящему у тебя дай и от хотящего занять у тебя не отвращайся » (Матф, 5: 42)
А вот про рыбуРибу Дискуссии вокруг вопроса о риба Однако коранические предписания относительно запрета риба и хадисы Пророка (мир ему) не сняли всех вопросов, связанных с ростовщичеством. Сразу после смерти Мухаммада (мир ему) сподвижники не могли дать однозначного ответа, подпадают ли некоторые операции под категорию ростовщических или нет. Например, можно ли получать в качестве платы за золотое украшение золотые монеты или слитки? Должны ли при этом золотые монеты весить столько же, сколько золотое украшение? Распространяется ли запрет риба ал-фадл только на шесть перечисленных в хадисах товаров (золото, серебро, пшеница, ячмень, финики и соль) или же относится и к другим товарам, и др.? И все-таки ключевая проблема при интерпретации коранического запрета риба в новейшее время, когда бартерные сделки стали достоянием истории в большинстве уголков Земного шара, заключается в следующем: любой ли ссудный процент можно рассматривать как ростовщичество? Дискуссии по этому вопросу не утихали в течение всего XX века – времени, когда перед мусульманским миром ребром встал вопрос – что делать с учреждавшимися то тут, то там банками и другими финансовыми институтами в свете исламского запрета ростовщичества? Имеют ли право мусульмане заключать с такими структурами договоры и вообще каким бы то ни было образом участвовать в их деятельности? Первой широко известной фетвой, сужавшей рамки понятия «риба», была фетва Верховного муфтия Египта Мухаммада ‘Абду. Он назвал операции, осуществляемые появившимися на рубеже XIX и XX столетий в Египте сберегательными фондами, учрежденными правительством и работавшими на процентной основе, как соответствующие механизму мудараба . После смерти ‘Абду его ученик Мухаммад Рашид Рида развил идеи учителя, считая, что почтовая администрация – инициатор создания подобных фондов – является мощной правительственной структурой и способна надлежащим образом распорядиться аккумулированными средствами как в интересах вкладчиков, так и государства. Вместе с тем, позднее Рида признавал, что ‘Абду был удручен стремительно возраставшим значением банков в экономической жизни Египта. В дальнейшем, на протяжении всего XX в., египетские богословы, в том числе, и верховные шейхи ал-Азхара (Махмуд Шалтут) неоднократно выступали по вопросам ростовщичества, при этом, как правило, объявляли некоторые виды процентных операций дозволенными. В частности, много дискуссий породил Гражданский Кодекс Египта 1949 г., автором которого был известный мусульманский правовед ‘Абд ар-Раззак ас-Санхури. Несмотря на приверженность автора Кодекса шариату, в данный закон была включены статьи, посвященные договору займа. В новом столетии много шума наделала изданная в декабре 2002 г. знаменитая фетва Академии исламских исследований под председательством Верховного шейха ал-Азхара (с 1996 г.) и по совместительству главы Академии Мухаммада Саййида Тантави, в которой вложение средств и получение по ним процентов объявлялись дозволенными с точки зрения шариата (20 голосов – за, 1 – против). Фетва была выпущена по запросу Председателя совета директоров Араб Бэнкинг Корпорейшн, интересовавшегося, соответствует ли шариату практика корпорации по привлечению средств клиентов и выплате процентов по ним в оговоренные сроки? (При этом автор вопроса употреблял слово «прибыль» вместо процентов). По мнению Тантави, организация, аккумулируя средства клиентов и затем инвестируя их, выполнят агентские функции, а выплачиваемые при этом со стороны клиентов проценты выступают в качестве вознаграждения за ее работу. Таким образом, он признал возникающие при этом отношения разновидностью договора мудараба. К слову сказать, ат-Танатави был не первым, кто фактически ставил знак равенства между мударабой и договорами, содержащими элемент ростовщичества. Помимо упоминавшегося Мухаммада ‘Абду, другой известный египетский правовед ‘Абд ал-Ваххаб Халлаф уподоблял традиционный договор страхования жизни исламскому договору мудараба. По мнению шейха, в договоре страхования, как и в договоре мудара ба ,страхователь вносит свой капитал, а страховая компания – свой труд. Фетва ал-Азхара 2002 г. был подвергнута резкой, но справедливой критике со стороны богословов и правоведов в разных частях мусульманского мира как по формальным признакам, так и по существу. С формальной точки зрения, такие важные решения должны приниматься посредством иджма’ (консенсуса) авторитетных мусульманских ученых (а не только египетских). Кроме того, критики фетвы указывали на то, что среди членов Академии, обсуждавших фетву, не было компетентных ученых. Так, пакистанский богослов Таки Усмани - член целого ряда шариатских наблюдательных советов исламских банков в разных частях мира - после издания фетвы заявил следующее: «Академия в настоящее время не включает в себя наиболее компетентных в шариате правоведов… Данное ограниченное мнение, выраженное некоторыми неизвестными лицами, не может опровергать позицию, которой умма следовала на протяжении столетий». Что касается содержательной части, то критике подверглось фактическое уподобление договора банковского вклада договору мудараба. Главное отличие мудара бы от договора банковского вклада – разделение риска между инвестором и управляющим капиталом, в то время как в договоре банковского вклада вкладчик не рискует капиталом, ожидая заранее оговоренной прибыли. Задолго до этого, в 1989 г., будучи еще Верховным муфтием Египта, Тантави издал фетву «О некоторых банковских операциях». Главной особенностью было то, что при принятии решения муфтий консультировался с председателем правления Национального банка Египта – то есть, не специалистом по шариату, а светским банкиром. Свое решение прибегнуть к помощи высокопоставленного менеджера банка Тантави объяснял следующим образом. Комментируя 7 аят суры «Пророки», муфтий сделал вывод, что под «ахл аз-зикр» понимаются любые эксперты в любых отраслях знаний. Таким образом, обращение к профессиональному банкиру выглядело в глазах Тантави вполне логичным решением, учитывая тот факт, что человек, работающий не один год в банке, понимает больше в банковских операциях, чем богослов. Муфтий сформулировал перед председателем правления банка четыре вопроса, касавшиеся сущности инвестиционных сертификатов и механизма взаимоотношений их держателей и банка. Инвестиционные сертификаты (шахадат ал-истисмар), о которых шла речь в фетве, представляли собой правительственные облигации, чье размещение было гарантировано египетскими банками. К апрелю 1989 г. Национальный банк выпустил сертификатов на сумму 4 млрд. египетских фунтов. Получив ответы, Тантави решил закрепить свою позицию обращением к выводам предшественников. Как уже было сказано, на протяжении всего XX в. египетские богословы неоднократно обсуждали проблему риба. Не был обойден вниманием и вопрос об инвестиционных сертификатах. В 1976 г. на заседании комитета, состоявшего из мусульманских правоведов – представителей четырех суннитских школ – инвестиционные сертификаты были признаны законными с точки зрения шариата большинством присутствовавших (9 из 14). Кроме того, Тантави опирался на взгляды и аргументацию своего предшественника - Верховного шейха ал-Азхара (1958-1963) Махмуда Шалтута, который в одной из фетв признал сделки, осуществляемые египетским Сберегательным фондом, выплачивавшим процент по сертификатам, дозволенными с точки зрения шариата. Шалтут считал, что аккумулированные средства не являются ни долгом фонда перед вкладчиками, ни займом. Точно также Тантави рассматривал инвестиционные сертификаты как вклады, но не как займы. Особо подчеркивалась важная социальная роль сертификатов. В фетве Тантави в редакции 1990 г. подчеркивалось, что держатели сертификатов помогают государству развивать важные, социально значимые проекты. Однако, понимая зыбкость собственной аргументации, муфтий предложил Национальному банку изменить терминологию, используемую в операциях с сертификатами. Так, например, он призвал банк заменить слово «фа’ида» (араб. - польза, интерес), ассоциирующуюся в массовом сознании с процентом, на более нейтральную инвестиционную прибыль (рибх истисмарий). Фетва Тантави была частью политики властей Египта по нейтрализации влияния исламских финансовых институтов. За год до фетвы муфтия Египта по репутации исламских финансовых институтов был нанесен мощный удар: 6 июня 1988 г. был принят закон №146, в соответствии с которым всем действовавшим в стране исламским инвестиционным компаниям было предписано представлять отчет о своих операциях надзирающим органам. Ранее исламские инвестиционные компании, которых на середину 1980-х гг. насчитывалось около 100 и которые составляли серьезную конкуренцию не только исламским, но и традиционным банкам, были во многом неподконтрольны государству. Помимо Египта, довольно мощное реформистское течение, выступавшее за легализацию ссудного процента, было в Индии. Одним из наиболее активных сторонников легализации ссудного процента был Ахмад Хан (1817-1898). В Османской империи благоприятная почва для появления коммерческих банков была создана т.н. наличными вакфами, главное отличие которых от традиционных вакфов за ключалось в том, что имущество, переданное в вакф, размещалось под проценты. Последние выступали как гарантия сохранности капитала и шли в пользу бенефициаров. (с)
» #4 написал: lamur72 (2 июня 2013 22:04) Статус: |
19Не отдавай в рост брату твоему ни серебра, ни хлеба, ни чего-либо другого, что можно отдавать в рост; 20иноземцу отдавай в рост, а брату твоему не отдавай в рост, чтобы Господь Бог твой благословил тебя во всем, что делается руками твоими, на земле, в которую ты идешь, чтобы овладеть ею.(Второзаконие, 23:19-20).
Про свинину подробнее плз! Чей-то не припоминаю запрета. Легион бесов в стаде свиней - несерьезно... А по ссудному проценту - исламский банк претендует на часть (долю) кредитуемого предприятия и соответственно на дивиденд. Так-что не все так халявно...
[quote]Заёмщик по своему желанию может вознаградить банк, выдавший ему кредит. При этом заёмщик фактически не несёт ответственности за невозмещённый кредит, если не считать «ответственности перед Всевышним».[quote] Шикарно! Условия кредитования меня устраивают. Дайте мне два! А если серьезно, то так и должно быть. И у христиан Библия тоже запрещает ссудный процент, и свинину есть запрещает, кстати.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 249
Рейтинг поста:
Библия, Ветхий завет, второзаконие, глава 14.15, стих 8: "...и свиньи, потому что копыта у ней раздвоены, но не жует жвачки, нечиста она для вас, не ешьте мяса их, и к трупам их не прикасайтесь"
Брату - значит еврею.
в итоге - что имеем (или - как имеют нас))): заместо %, отдаваемого за полученную "бумагу", "бумагой" же, на которую (ну раз взял - ведь не "на пропить"?) - банкстер, сменивший ширму на "безссуднопроцнтное" - получает не бумагу, а долю, в действующем бизнесе, производстве и т.п. по "ипотеке" - такую же долю - в покупаемой квартире, которую, не платя % по кредиту, тупо, после окончания "срока", придется выкупать (по какой цене?) у того же самого заимодавца.
Это в Японии так. Таджики же дают возможность вознаградить банк как хочешь, или не делать этого вообще. Вы статью ведь не прочли.
Хорошо католикам, денег взял, к священнику сходил, ему за исповедь заплатил, он все долги и спишет. Ни банку, ни богу не должен.
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
угу. коммунизм. ))))))) не смешно. и там и тут - страховщики "рулёззз" )))))
PS слово к делу не пришьешь (с)
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
И тут мне повалила масть!!!
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 530
Рейтинг поста:
есть еще одно важное условие - возможные убытки,как и возможные прибыли, делятся между банком и заемщиком пропорционально вкладу сторон...как то таг
--------------------
Самая коварная ловушка - гипертрофированное самомнение: приходится мириться с тем, что живёшь в страшном мире состоящим сплошь из завистливых недоумков.(с)
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
а сестре? отцу? матери? дяде?
А если серьезно, то так и должно быть. И у христиан Библия тоже запрещает ссудный процент, и свинину есть запрещает, кстати.
а что шикарного? вывеска - шикарная, на полузомбированный анти-бангстерской пропагандой (интересно - кто и с какой целью "накручивает массы"?)
в итоге - что имеем (или - как имеют нас))): заместо %, отдаваемого за полученную "бумагу", "бумагой" же, на которую (ну раз взял - ведь не "на пропить"?) - банкстер, сменивший ширму на "безссуднопроцнтное" - получает не бумагу, а долю, в действующем бизнесе, производстве и т.п. по "ипотеке" - такую же долю - в покупаемой квартире, которую, не платя % по кредиту, тупо, после окончания "срока", придется выкупать (по какой цене?) у того же самого заимодавца.
Граждане хорошие! Ну, прежде чем петь дифирамбы, в стиле "о-ло-ло! пыщь-пыщь! Ура!" - сначала разберитесь, ну хотя бы минимально, о чем и кому эти самые дифирамбы поёте
дабы не иметь "бледный вид", после того, как "вляпаетесь.
Статус: |
Группа: Эксперт
публикаций 0
комментариев 2620
Рейтинг поста:
капиталом, ожидая заранее оговоренной прибыли.
вот это по-честному. Финансовое партнёрство - как с вкладчиком, так и с заёмщиком. Инвестиции.
Но непонятно, как, к примеру, с жилищными кредитами поступать. Ведь дохода у заёмщика не будет, кроме повышения уровня жизни. Можно их отменить, кредитовать только строителей - за долю в прибыли или убытках. А те - предлагают стандартную рассрочку покупателям.
Оставлять ли потребкредиты вообще ? Если человеку, по какой-то причине, не хватает денег дотянуть до зарплаты, например. Вопросов много.
В Душанбе тоже какую-то странную форму принимают. Банки будут просто давать тем, кто заранее вознаградит их. Или другим способом гарантирует процент. Возможен и рост внутрибанковской коррупции. Давать будут прежде всего "своим", за мзду в личный карман.
Буду рад ошибиться - что противоядие против ростовщиков найдено и при капитализме.
Самое интересное, что доведя ставку по кредитам банкам до 0,25%, что, с учётом инфляции, означает отрицательную реальную ставку, ФРС начал приближаться к мудараби.
Жаль только, что кредитует он не заработанными деньгами, а пустыми бумажками, волею власти США - объявленными равными заработанным.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 2509
Рейтинг поста:
--------------------
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 530
Рейтинг поста:
Тора однако)
--------------------
Самая коварная ловушка - гипертрофированное самомнение: приходится мириться с тем, что живёшь в страшном мире состоящим сплошь из завистливых недоумков.(с)
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 370
Рейтинг поста:
--------------------
Храни Нас Бог - если больше некому.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментария 274
Рейтинг поста:
НУ ТАК ОНИ БРАТЬЯМ И НЕ ДАЮТ!!! Гои - не совсем братья "богоизбранным". Эта цитата к Торе больше подойдет.
Причем упор там скорее на "Не отдавай в рост брату твоему ...", а не "Не отдавай в рост брату твоему ...".
Чужеземца можешь ты притеснять, но долг брата твоего прости ему
(Дварим, 15: 3)
«…и будешь давать взаймы многим народам, а сам не
будешь брать взаймы, и будешь ты властвовать над многими народами, а над
тобою они властвовать не будут » (Дварим, 15: 6). Это Тора.
А это Евангелие Просящему у тебя дай и от хотящего занять у тебя не отвращайся
» (Матф, 5: 42)
А вот про
рыбуРибуДискуссии вокруг вопроса о риба
Однако коранические предписания относительно запрета риба и хадисы Пророка (мир
ему) не сняли всех вопросов, связанных с ростовщичеством. Сразу после смерти
Мухаммада (мир ему) сподвижники не могли дать однозначного ответа, подпадают ли
некоторые операции под категорию ростовщических или нет.
Например, можно ли получать в качестве платы за золотое украшение золотые монеты
или слитки? Должны ли при этом золотые монеты весить столько же, сколько золотое
украшение? Распространяется ли запрет риба ал-фадл только на шесть перечисленных
в хадисах товаров (золото, серебро, пшеница, ячмень, финики и соль) или же относится
и к другим товарам, и др.?
И все-таки ключевая проблема при интерпретации коранического запрета риба в
новейшее время, когда бартерные сделки стали достоянием истории в большинстве
уголков Земного шара, заключается в следующем: любой ли ссудный процент можно
рассматривать как ростовщичество?
Дискуссии по этому вопросу не утихали в течение всего XX века – времени, когда перед
мусульманским миром ребром встал вопрос – что делать с учреждавшимися то тут, то
там банками и другими финансовыми институтами в свете исламского запрета
ростовщичества? Имеют ли право мусульмане заключать с такими структурами договоры
и вообще каким бы то ни было образом участвовать в их деятельности?
Первой широко известной фетвой, сужавшей рамки понятия «риба», была фетва
Верховного муфтия Египта Мухаммада ‘Абду. Он назвал операции, осуществляемые
появившимися на рубеже XIX и XX столетий в Египте сберегательными фондами,
учрежденными правительством и работавшими на процентной основе, как
соответствующие механизму
мудараба
. После смерти ‘Абду его ученик Мухаммад Рашид Рида развил идеи учителя, считая, что
почтовая администрация – инициатор создания подобных фондов – является мощной
правительственной структурой и способна надлежащим образом распорядиться
аккумулированными средствами как в интересах вкладчиков, так и государства. Вместе
с тем, позднее Рида признавал, что ‘Абду был удручен стремительно возраставшим
значением банков в экономической жизни Египта.
В дальнейшем, на протяжении всего XX в., египетские богословы, в том числе, и
верховные шейхи ал-Азхара (Махмуд Шалтут) неоднократно выступали по вопросам
ростовщичества, при этом, как правило, объявляли некоторые виды процентных
операций дозволенными. В частности, много дискуссий породил Гражданский Кодекс
Египта 1949 г., автором которого был известный мусульманский правовед ‘Абд
ар-Раззак ас-Санхури. Несмотря на приверженность автора Кодекса шариату, в данный
закон была включены статьи, посвященные договору займа.
В новом столетии много шума наделала изданная в декабре 2002 г. знаменитая фетва
Академии исламских исследований под председательством Верховного шейха ал-Азхара
(с 1996 г.) и по совместительству главы Академии Мухаммада Саййида Тантави, в
которой вложение средств и получение по ним процентов объявлялись дозволенными с
точки зрения шариата (20 голосов – за, 1 – против). Фетва была выпущена по запросу
Председателя совета директоров Араб Бэнкинг Корпорейшн, интересовавшегося,
соответствует ли шариату практика корпорации по привлечению средств клиентов и
выплате процентов по ним в оговоренные сроки? (При этом автор вопроса употреблял
слово «прибыль» вместо процентов).
По мнению Тантави, организация, аккумулируя средства клиентов и затем инвестируя
их, выполнят агентские функции, а выплачиваемые при этом со стороны клиентов
проценты выступают в качестве вознаграждения за ее работу. Таким образом, он
признал возникающие при этом отношения разновидностью договора мудараба.
К слову сказать, ат-Танатави был не первым, кто фактически ставил знак равенства
между мударабой и договорами, содержащими элемент ростовщичества. Помимо
упоминавшегося Мухаммада ‘Абду, другой известный египетский правовед ‘Абд
ал-Ваххаб Халлаф уподоблял традиционный договор страхования жизни исламскому
договору мудараба. По мнению шейха, в договоре страхования, как и в договоре мудара
ба ,страхователь вносит свой капитал, а страховая компания – свой труд.
Фетва ал-Азхара 2002 г. был подвергнута резкой, но справедливой критике со стороны
богословов и правоведов в разных частях мусульманского мира как по формальным
признакам, так и по существу. С формальной точки зрения, такие важные решения
должны приниматься посредством иджма’ (консенсуса) авторитетных мусульманских
ученых (а не только египетских). Кроме того, критики фетвы указывали на то, что среди
членов Академии, обсуждавших фетву, не было компетентных ученых.
Так, пакистанский богослов Таки Усмани - член целого ряда шариатских
наблюдательных советов исламских банков в разных частях мира - после издания фетвы
заявил следующее: «Академия в настоящее время не включает в себя наиболее
компетентных в шариате правоведов… Данное ограниченное мнение, выраженное
некоторыми неизвестными лицами, не может опровергать позицию, которой умма
следовала на протяжении столетий».
Что касается содержательной части, то критике подверглось фактическое
уподобление договора банковского вклада договору мудараба. Главное отличие мудара
бы от договора банковского вклада – разделение риска между инвестором и управляющим
капиталом, в то время как в договоре банковского вклада вкладчик не рискует
капиталом, ожидая заранее оговоренной прибыли.
Задолго до этого, в 1989 г., будучи еще Верховным муфтием Египта, Тантави издал
фетву «О некоторых банковских операциях». Главной особенностью было то, что при
принятии решения муфтий консультировался с председателем правления
Национального банка Египта – то есть, не специалистом по шариату, а светским
банкиром. Свое решение прибегнуть к помощи высокопоставленного менеджера банка
Тантави объяснял следующим образом. Комментируя 7 аят суры «Пророки», муфтий
сделал вывод, что под «ахл аз-зикр» понимаются любые эксперты в любых отраслях
знаний. Таким образом, обращение к профессиональному банкиру выглядело в глазах
Тантави вполне логичным решением, учитывая тот факт, что человек, работающий не
один год в банке, понимает больше в банковских операциях, чем богослов.
Муфтий сформулировал перед председателем правления банка четыре вопроса,
касавшиеся сущности инвестиционных сертификатов и механизма взаимоотношений их
держателей и банка. Инвестиционные сертификаты (шахадат ал-истисмар), о которых
шла речь в фетве, представляли собой правительственные облигации, чье размещение
было гарантировано египетскими банками. К апрелю 1989 г. Национальный банк
выпустил сертификатов на сумму 4 млрд. египетских фунтов.
Получив ответы, Тантави решил закрепить свою позицию обращением к выводам
предшественников. Как уже было сказано, на протяжении всего XX в. египетские
богословы неоднократно обсуждали проблему риба. Не был обойден вниманием и
вопрос об инвестиционных сертификатах. В 1976 г. на заседании комитета, состоявшего
из мусульманских правоведов – представителей четырех суннитских школ –
инвестиционные сертификаты были признаны законными с точки зрения шариата
большинством присутствовавших (9 из 14).
Кроме того, Тантави опирался на взгляды и аргументацию своего предшественника -
Верховного шейха ал-Азхара (1958-1963) Махмуда Шалтута, который в одной из фетв
признал сделки, осуществляемые египетским Сберегательным фондом, выплачивавшим
процент по сертификатам, дозволенными с точки зрения шариата. Шалтут считал, что
аккумулированные средства не являются ни долгом фонда перед вкладчиками, ни
займом. Точно также Тантави рассматривал инвестиционные сертификаты как вклады,
но не как займы. Особо подчеркивалась важная социальная роль сертификатов. В
фетве Тантави в редакции 1990 г. подчеркивалось, что держатели сертификатов
помогают государству развивать важные, социально значимые проекты.
Однако, понимая зыбкость собственной аргументации, муфтий предложил
Национальному банку изменить терминологию, используемую в операциях с
сертификатами. Так, например, он призвал банк заменить слово «фа’ида» (араб. -
польза, интерес), ассоциирующуюся в массовом сознании с процентом, на более
нейтральную инвестиционную прибыль (рибх истисмарий).
Фетва Тантави была частью политики властей Египта по нейтрализации влияния
исламских финансовых институтов. За год до фетвы муфтия Египта по репутации
исламских финансовых институтов был нанесен мощный удар: 6 июня 1988 г. был принят
закон №146, в соответствии с которым всем действовавшим в стране исламским
инвестиционным компаниям было предписано представлять отчет о своих операциях
надзирающим органам. Ранее исламские инвестиционные компании, которых на
середину 1980-х гг. насчитывалось около 100 и которые составляли серьезную
конкуренцию не только исламским, но и традиционным банкам, были во многом
неподконтрольны государству.
Помимо Египта, довольно мощное реформистское течение, выступавшее за
легализацию ссудного процента, было в Индии. Одним из наиболее активных
сторонников легализации ссудного процента был Ахмад Хан (1817-1898).
В Османской империи благоприятная почва для появления коммерческих банков была
создана т.н. наличными вакфами, главное отличие которых от традиционных вакфов за
ключалось в том, что имущество, переданное в вакф, размещалось под проценты.
Последние выступали как гарантия сохранности капитала и шли в пользу
бенефициаров. (с)
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 40
Рейтинг поста:
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 329
Рейтинг поста:
Не процитируете, в каком месте библии это написано?
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментария 274
Рейтинг поста:
А по ссудному проценту - исламский банк претендует на часть (долю) кредитуемого предприятия и соответственно на дивиденд. Так-что не все так халявно...
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 249
Рейтинг поста:
Шикарно! Условия кредитования меня устраивают. Дайте мне два!
А если серьезно, то так и должно быть. И у христиан Библия тоже запрещает ссудный процент, и свинину есть запрещает, кстати.