Спустя 20 лет после распада Советского Союза, влияние которого распространялось вплоть до Берлина, Москва возвращается к имперской политике и пытается расширить или, скорее, воссоздать утраченные сферы влияния. Это демонстрируют не только заявления Владимира Путина, но и конкретная деятельность в республиках бывшего СССР.
Чтобы сохранить хотя бы минимальный контроль над бывшей империей за несколько дней до формального роспуска Советский Союз создал Содружество Независимых Государств, в состав которого помимо России вошло еще 10 стран. Большинство из них (в первую очередь азиатские республики) попали в руки коммунистическим аппаратчикам с авторитарными наклонностями. Это были слабые государства, удерживавшиеся на поверхности исключительно благодаря российской экономической помощи. Однако Кремлю больше всего хотелось расширить свое влияние на запад и начало второго двадцатилетия XXI века предоставило ему для этого возможность. Способствовали этому процессу пророссийские политики, армии и спецслужбы.
Самым ярким примером может служить здесь тесное сотрудничество с Минском, которое Россия завязала сразу же после распада СССР. Белоруссия, не располагающая природными ресурсами и не имеющая выхода к морю, могла рассчитывать только на помощь своего сильного соседа. Укреплять взаимодействие было тем проще, что в 1994 году президентом страны стал Александр Лукашенко. Его пророссийская ориентация проявилась, в частности, в стремлении создать федерацию. В результате в 1999 году появился Союз России и Белоруссии. В 2002 году Владимир Путин предложил Лукашенко создать единое государство, в рамках которого Республика Беларусь была бы разделена на три района и включена в состав России, однако на такой вариант Лукашенко не согласился.
Когда в зависимости от международной ситуации ЕС начинает различными способами давить на Минск, тот всегда может рассчитывать на Россию. Москва умело этим пользуется: она превратила Белоруссию в свою базу, привозя туда все больше вооружений и военной техники. Обе армии регулярно отрабатывают сценарий нападения на Польшу и страны Балтии. Хотя в последнее время отношения между двумя государствами стали несколько прохладнее, Россия остается важнейшим союзником Белоруссии и та, как кажется, не собирается отказываться от этого сотрудничества.
Самым свежим «приобретением» России стала Грузия. После того, как на прошлогодних парламентских выборах победу одержала «Грузинская мечта», премьер-министром там стал Бидзина Иванишвили — политик и миллиардер, имущество которого оценивается в шесть миллиардов долларов. В высказываниях Иванишвили продолжают звучать евроатлантические мотивы, однако очевидно, что это маленькое государство начало втягиваться в орбиту России. Близкий россиянам премьер заработал свое солидное состояние в 90-е годы в Москве, а, как известно, без связей со спецслужбами и бывшим коммунистическим аппаратом заниматься бизнесом там было невозможно. Поэтому Иванишвили старается любой ценой избавиться от ярлыка союзника Москвы и ради этого даже распродал все свои российские активы.
Пока более тесное сближение с Москвой блокирует Михаил Саакашвили, но его президентский срок подойдет к концу осенью этого года, а президентское кресло может занять очередной пророссийский политик. Кремлю будет достаточно, если Грузия смирится с тем, что она утратила контроль над Абхазией и Южной Осетией (в интервью CNN Иванишвили прямо заявил, что его приоритет — налаживание дружественных отношений с Россией) и не будет форсировать переговоры с европейским Союзом и НАТО. Москва опасалась, что Альянс построит свои базы прямо у нее под носом, кроме того присутствие натовского контингента осложнило бы (или даже сделало невозможными) проведению любого рода провокаций или явной атаки. Сейчас, когда приоритеты грузинского правительства сменились, Россия может вздохнуть спокойно.
С момента, когда «оранжевые» поссорились и разделились на противоборствующие лагеря, в сторону России начала дрейфовать также Украина. Главную роль сыграл тут Виктор Янукович, который победил в 2010 году Виктора Ющенко и стал президентом. Этот политик всегда демонстрировал тенденции к дружбе с Москвой. Впрочем, его родной Донбасс считается регионом, в котором особенно сильно российское влияние, а местные жители говорят только по-русски. Президент даже высказался в пользу того, чтобы русский стал в стране вторым официальным языком. Как и в случае Грузии, Янукович продолжает демонстрировать расположение к сотрудничеству с западными организациями, но одновременно продлевает договор о базировании в Крыму Черноморского флота, что перечеркивает надежды на членство Украины в НАТО. Последние переговоры по газу показали, что в двусторонних отношениях ведущую роль играет Москва: после долгих бесед Янукович сдался и согласился отдать частичный контроль над украинской газотранспортной системой в руки россиян.
Россия особенно успешно реализует свои интересы в небольших государствах. Выразительным примером служит здесь Молдавия: этой зажатой между Украиной и Румынией стране с момента обретения независимости пришлось решать проблему сепаратистской Приднестровской республики (которую признали, кстати, только Абхазия и Южная Осетия), пользующейся поддержкой России. Кишинев безуспешно старался вернуть себе контроль над восставшим регионом, однако все попытки закончились фиаско — в первую очередь потому, что в Приднестровье находится российская армия. Президент сепаратистской республики Евгений Шевчук в конце марта этого года заявил, что он бы хотел ее присоединения к Российской Федерации. Выражением тоски по СССР служит красно-зеленый флаг с красной звездой, серпом и молотом, точно такой же, какой был у Молдавской ССР. Если усилия Шевчука обернутся успехом, Россия получит новый форпост в этой части Европы, который она сможет, например, милитаризировать, чтобы запугивать оттуда Румынию, Болгарию и другие соседние страны.
Источник: иноСМИ.
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментария 134
Рейтинг поста: