Германские левые считают недопустимым даже обсуждать эту идею
Фото: REUTERS/Fabrizio Bensch
Правящая в Германии коалиция, в которую входят христианские демократы и либералы, начала процесс изучения юридической базы, которая позволила бы добиться запрета госсимволики ГДР. Еще в 2011 году на съезде Христианско-демократического союза (ХДС) в Лейпциге было принято решение «провести экспертизу, насколько продолжающееся использование атрибутов коммунистического режима соответствует действующим законодательным нормам», сказал руководитель фракции ХДС/ХСС в бундестаге Фолькер Каудер.
Эти действия стали реакцией на мероприятие 9 мая у памятника советскому воину-освободителю в берлинском Трептов-парке. Тогда здесь маршем прошла колонна ветеранов Национальной народной армии и министерства госбезопасности ГДР, одетых в форму своих ведомств.
— Демонстрация в общественном месте формы штази — это удар по тем, кто пострадал от произвола режима и спецслужб ГДР, — сказал историк, руководитель берлинского мемориального комплекса «Хоэншенхаузен» Хубертус Кнабе. Этот центр расположен в зданиях, где ранее находился следственный изолятор МГБ ГДР.
Кнабе конкретизировал, что он и его единомышленники понимают под «символикой ГДР». Это «государственный герб и флаг ГДР, символика Социалистической единой партии Германии и Союза свободной немецкой молодежи, военная форма Национальной народной армии и спецслужб».
Некоторые в Германии с ним категорически не согласны.
— Неприемлемо даже публичное обсуждение этой темы, — считает председатель совета старейшин Левой партии Германии, бывший премьер-министр ГДР Ханс Модров. — Присоединение ГДР, суверенного немецкого государства, к ФРГ произошло через переговорный процесс «2+4». Две страны при участии международных посредников закрепили в договоре все аспекты объединения. В том числе и уважение к государственной атрибутике ГДР.
Он обратил особое внимание на то, что возможное нарушение этих норм происходит в то время, когда в Германии у власти находятся президент Йоахим Гаук и канцлер Ангела Меркель. Оба — выходцы из ГДР. И через 25 лет после крушения Берлинской стены «у них не иссякла ненависть к социалистической стране, которая дала им путевку в жизнь», полагает Модров. Левая партия, по его словам, будет «отстаивать историю ГДР со всеми ее проблемами».
— У этой темы есть четко выраженный предвыборный угол. Инцидент «с формой штази» был шумно подхвачен ХДС не случайно. До выборов в бундестаг, которые назначены на 22 сентября, времени осталось мало. Зато все отчетливее, что возможный коалиционный партнер христианских демократов — СвДП — продолжает терять очки и вполне может оказаться за бортом парламента, — утверждает немецкий политолог Александр Рар.
Товарищам Меркель по партии, полагает он, срочно нужно искать подстраховку. И это могут быть только «зеленые». Примечательно, что в 1990-м, после объединения Германии, бывшие восточногерманские диссиденты разделились. Религиозно мотивированные пошли в ХДС. А те, кто имел левые взгляды, оказались под знаменами «зеленых». Сейчас многие из них — по-прежнему у руля. Более того, их консервативная и экологическая риторика дополнилась еще одной общей темой — борьбой за демократические свободы и права человека. Так что «основа для симбиоза есть, но ее надо закрепить какой-нибудь резонансной инициативой», считает Рар. Ей, возможно, станет как раз запрет на символику ГДР, тем более что в бундестаге это начинание могут теоретически поддержать все политические силы, кроме Левой партии.
Немецкие эксперты полагают, что в ХДС учитывают и «попутный ветер из Страсбурга». В Европарламенте уже более семи лет на рассмотрении находится законопроект с осуждением преступлений коммунизма, предложенный шестью странами Восточной Европы.
— Пока маловероятно, что такой акт будет принят на общеевропейском уровне. К нему разное отношение в «старой» и «новой» Европе. Но ЕС вряд ли откажется от его дальнейшего обсуждения. Недавно Европарламент, например, утвердил Европейский день памяти жертв сталинизма и нацизма, который отмечается 23 августа и приурочен к дате подписания пакта Молотова–Риббентропа, — сказал эксперт чешского Института изучения тоталитарных режимов Петр Блажек.
По его мнению, такой подход развязывает на национальных уровнях руки для принятия собственных законов, осуждающих коммунистические режимы своих стран.
В некоторых государствах Евросоюза — в Венгрии, Чехии, Литве и Румынии — частично запрещены советские символы — в частности серп и молот, а также пятиконечная звезда. В Латвии в первом чтении принят закон, запрещающий как советскую, так и нацистскую символики. Источник: Известия.
Рейтинг публикации:
|