Мне хотелось бы рассказать вам о крохотном утопическом сообществе, живущем далеко в горах, в котором употребление кофеина жестко регулируется. Люди там на 20% красивее, чем обычно, и у каждого из них есть собственный дом. Там нет разводов и синдрома дефицита внимания и гиперактивности. На самом деле такого места не существует, поэтому оно не сможет стать для нас ни моделью для подражания, ни предостережением. Некоторые европейские государства уже взяли под контроль употребление кофеина: в Швеции, к примеру, во многих магазинах энергетические напитки не продаются подросткам младше 15 лет. В США подобное предложение вряд ли станет федеральным законом завтра или в следующем году, однако когда Майкла Тейлора (Michael Taylor), заместителя комиссара по продуктам питания и ветеринарии Комиссии по контролю за лекарствами и продуктами питания, на прошлой неделе спросили о том, возможно ли, что комиссия введет возрастные ограничения на покупку напитков, содержащих кофеин, он ответил:
«Мы должны практически смотреть на вещи: введение возрастных ограничений может оказаться весьма затруднительным. Я считаю, что более важный вопрос заключается в том, уместно ли использовать продукты питания, которые могут оказаться привлекательными и доступными для детей, в качестве способа заставить их употреблять кофеин, а также в том, нужно ли нам вводить ограничения на содержание кофеина в определенных продуктах питания».
Комментарии Тейлора появились в контексте недавнего объявления комиссии о том, что «в ответ на тенденцию, в рамках которой кофеин добавляется в состав все большего числа продуктов питания, агентство займется исследованием безопасности кофеина, содержащегося в продуктах питания, и в частности его воздействия на здоровье детей и подростков». Это был своеобразный способ заявить о том, что организация, отвечающая за безопасность всего, что мы едим и пьем, спустя десятилетия массового маркетинга и бесконтрольных продаж продуктов с высоким содержанием кофеина на всех американских рынках, собирается проверить их безопасность.
Единственным случаем, когда комиссия открыто одобрила добавление кофеина, было его использование в производстве напитков Cola в 1950-х годах: это произошло вскоре после того, как производители исключили из их состава экстракт коки и увеличили содержание в них кофеина, потому что Cola с кокой, по некоторым данным, стала причиной серии изнасилований. Подобно Второй поправке, которая не предполагала изобретения зенитных пулеметов M45 Quadmount, разрешение Комиссии по контролю за лекарствами и продуктами питания на добавление кофеина в напитки, данное ей в середине прошлого столетия, нельзя расценивать в качестве аргумента в пользу производства современных энергетических напитков: Red Bull, 5-Hour Energy, Monster, Full Throttle, CHARGE!, Neurogasm, Hardcore Energize Bullet, Facedrink, Eruption, Crakshot, Crave, Crunk, DynaPep, Rage Inferno, SLAP и Venom Death Adder. Не говоря уже о добавлении кофеина в питьевую воду, леденцы, бальзамы для губ, носки (возможно, эта идея сейчас находится в разработке) и так далее.
В январе я задал вопрос: «Сколько кофеина я смогу употребить, прежде чем окажусь в отделении скорой помощи?» Такой вопрос я задал после прочтения доклада Управления службы лечения наркотической зависимости и психических расстройств (правительственного органа, отвечающего за охрану психического здоровья), в котором энергетические напитки были названы «проблемой общественного здравоохранения» и в котором говорилось, что с 2005 по 2011 год число обращений в отделения скорой помощи, связанных с употреблением энергетических напитков выросло почти в 10 раз.
По словам Тейлора, комиссия в первую очередь обеспокоена тем, что «энергетические напитки, в состав которых входит кофеин, агрессивно навязываются покупателям, в том числе молодым людям. Один производитель овсяной каши быстрого приготовления заявляет, что в одной ее порции содержится столько же кофеина, сколько его в чашке кофе, и на рынке существует ряд подобных продуктов, в том числе так называемые «заряженные» вафли и «заряженный» сироп, в составе которых присутствует кофеин… Нас очень беспокоит распространение подобных продуктов на рынке… Мы должны разобраться в основополагающем вопросе о потенциальных последствиях использования всех этих кофеиносодержащих продуктов в рационе детей и некоторых категорий взрослых, для которых их избыточное употребление может представлять опасность. Мы должны изучить последствия употребления кофеина и определить тот уровень его содержания, который будет безопасным для всех».
Разумеется, существует огромное множество чрезвычайно успешных и здоровых людей, которые пьют неумеренное количество кофе. По слухам, Вольтер выпивал по 40-50 чашек кофе в день. Между тем Комиссия по контролю за лекарствами и продуктами питания считает безвредной дозу в 400 миллиграммов кофеина в день – это одна большая порция кофе Starbucks или две банки 5-Hour Energy. Огромное число людей выпивают в день гораздо больше. Однако когда кофеин начинают добавлять даже в овсяную кашу, с этим надо бороться.
Комиссия по контролю за лекарствами и продуктами питания не установила предельную дозу кофеина для детей, однако «Американская академия педиатрии не рекомендует детям и подросткам употреблять кофеин и другие стимуляторы».
То, что комиссия беспокоится о продаже стимуляторов детям, кажется правильным, по крайней мере, именно так должна поступать организация, уверенная в необходимости контроля над употреблением алкоголя и марихуаны. Однако странно то, что она забеспокоилась об этом именно сейчас, а не много лет назад. Иногда – как в случае с оружием, свинцом и газировкой – нам требуются обоснованные аргументы и мощный общественный отклик прежде чем мы всерьез задумываемся о безопасности продуктов, которые уже долгое время находятся на нашем рынке. И в этот момент, когда они уже стали частью нашей культуры, реакция общественности может быть преувеличенной и чрезвычайно эмоциональной. («Вы заберете мою банку Rockstar Energy Drink только через мой труп».) Таким образом, хотя в итоге вам, вероятнее всего, не нужно будет дожидаться совершеннолетия, чтобы пить кофе, такой исход все равно возможен, если власти решат ввести возрастные ограничения. По словам Тейлора, «если возникнет необходимость и если наука докажет, что наши действия оправданы, мы готовы пройти через регулятивное производство и установить четкие границы и условия употребления кофеина».