Лазейки, позволяющие избежать ответственности, есть не только в налоговом законодательстве. Одна из них - это двойное гражданство. Поэтому принадлежность к той или иной стране должна быть четко определена.
Во времена кризиса объектом пристального внимания все чаще становится ответственность государства. Из-за необходимости предоставления данных о доходах налоговым ведомствам своих стран эту ответственность ощутят на себе и простые граждане. Они больше не смогут менять по своему усмотрению принадлежность к тому или иному государству, независимо от того, в какой точке земного шара будут находиться.
Таким образом на повестке дня вновь оказывается основное политическое положение, которое многие считали уже устаревшим: гражданство. Оно должно быть четко определено, чтобы можно было регулировать отношения между странами. И тем, кто приезжает в Германию, этот принцип тоже должен быть понятен.
Принципиальная возможность получения двойного гражданства появилась в ФРГ в начале 90-х годов. Тогда сторонники этого принципа считали его символом открытой миру позиции и свидетельством уважения к мультикультурным биографиям. При этом они не понимали, что речь идет о выяснении предусмотренных законом обязательств, а не о культурной ориентации. Паспорт не должен быть аналогом биографии, но он не может быть и символом космополитических взглядов.
До недавнего времени власти в ФРГ довольно лояльно относились к вопросу предоставления гражданства. Благодаря региональному отделению партии ХДС в Гессене, принципиальная практика получения двойного гражданства была, в целом, прекращена. Несмотря на это в стране снова раздаются голоса, призывающие к распространению этого принципа - в качестве "интеграционной" или иными словами, особой политики. При этом совершенно не анализируется опыт последних лет.
Лишь недавно широкую известность получил случай с Онуром Б., которого подозревают в том, что на Александрплатц в Берлине он избил до смерти молодого человека из Таиланда. Онур Б. укрылся в Турции, и немецкие власти не могли установить, имеет ли подозреваемый помимо немецкого, еще и турецкое гражданство. Турецкие же органы власти отказывались выдавать его, и лишь перспектива судебного процесса в Турции побудила Онура Б. вернуться в Германию.
Очевидно, что лазейки, позволяющие избежать ответственности, есть не только в налоговом законодательстве. Скандал вокруг налоговых оазисов мог бы сыграть положительную роль и стать толчком для начала новой дискуссии о важности четко определенного гражданства.