Французские социалисты планируют возглавить общеевропейский протест против мер экономии, продвигаемых ФРГ.
Всего три месяца спустя после того, как президент Франции Франсуа Олланд и канцлер Германии Ангела Меркель торжественно отметили 50 лет франко-германской дружбы и официально перешли на «ты», наметившееся сближение оказалось под угрозой. Оно не понравилось правящей Социалистической партии (СП) Франции, которая выступает против растущего влияния ФРГ — проводника политики жесткой экономии в Европе. К своему съезду социалисты подготовили тезисы, в которых резко раскритиковали лично Меркель и призвали к «демократической борьбе» с Германией.
Национальное бюро СП должно одобрить скандальный текст 30 апреля, чтобы затем внести его главные положения в партийную конвенцию о Европе, голосование по которой пройдет 16 июня. Упреки, адресованные в первую очередь канцлеру Германии, которую обвиняют в «эгоистической несговорчивости», заняли целых двадцать страниц. Социалисты требуют отказаться от навязываемой Берлином политики экономии, в которой «рынки оказываются важнее людей». В поддержку документа уже высказались высокие чины из окружения Олланда, в том числе — премьер-министр Жан-Марк Эйро. И, несмотря на то, что сам президент ранее отмечал лишь «дружескую напряженность» в отношениях Парижа и Берлина, теперь она вполне может перерасти в открытую конфронтацию.
— Хотя франко-германские отношения всегда были непростыми, сегодня как никогда на них влияют внутриполитические процессы в обеих странах, — сказал «Известиям» аналитик французского Института международных отношений и вопросов безопасности Фабио Либерти.
Эксперт отмечает, что у Франсуа Олланда невероятно низкий рейтинг — всего в 26%. В стране рекордная безработица — 11%. В таких условиях президент не может откреститься от действий своей партии. Более того, Олланд даже от них выигрывает.
— Меркель объявляется козлом отпущения, а ее политика жесткой экономии — виновницей всех неудач национального правительства, а значит, проблем простых французов, — говорит Либерти. — Это она не дает Парижу проводить политику экономического роста, настаивая на всеобщей европейской экономии.
Уступок же со стороны канцлера Германии ждать не стоит: такая политика Меркель нужна, чтобы успокоить немцев, которые опасаются, что рано или поздно им придется платить за обедневших соседей. Германия — наиболее сильная экономика Европы. Она единственная закончила 2012 год с бюджетным профицитом.
— Меркель стремится сохранить свой пост в связи с приближающимися парламентскими выборами в Германии в сентябре, — сказал «Известиям» председатель секции французской соцпартии в России Седрик Этлишер. — И ее не пугает, что в результате ее действий Европа может запылать и даже залиться кровью.
Подтверждением того, что опасный для ЕС процесс уже начался, он считает многотысячные манифестации в Испании, Греции, других проблемных странах Европы.
— Социалисты Франции хотят возглавить этот протест, объединить в нем всех европейских левых и изменить политику экономии на политику рефляции, — говорит Этлишер. — То есть мы предлагаем реинвестировать в европейскую экономику: потратиться на создание рабочих мест, чтобы в дальнейшем получать больше налогов, и спасти Евросоюз.
Французские социалисты всерьез рассчитывают, что правительство возьмет за основу своей европейской политики именно идеи принимаемой ими конвенции, пусть даже она поставит крест на мысли о возрождении тандема Париж–Берлин. Более того, по их мнению, Олланд должен предложить эти тезисы на рассмотрение саммита ЕС в мае и таким образом положить начало долгожданным переменам.
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
Франко-германский союз является основной Европейского союза на всём протяжении его существования, однако, непрекращающийся кризис еврозоны ставит под вопрос дальнейшее развитие ЕС и вызывает ожесточённые споры между его членами, в том числе, между ключевыми союзниками.
До недавнего времени как в Париже, так и в Берлине старались "не выносить сор из избы", но всё изменилось после того, как в прессу просочился черновик программного документа французской соцпартии, от которой избирался Франсуа Олланд. В опубликованном документе социалисты не стесняются в выражениях в отношении лоббируемых немецким правительством мер жёсткой экономии, называя их "губительными для Европы". И хотя в официальном документе от резких формулировок было решено отказаться, дискуссии о наметившемся расколе вспыхнули с новой силой после выступления спикера Национальной Ассамблеи социалиста Клода Бартолона, который призвал не бояться идти на конфронтацию с Германией ради национальных интересов.
Будущее франко-германского союза, долгие годы являвшегося основой Евросоюза, оказалось под вопросом. Французы и раньше позволяли себе критику немецкой политики, однако до открытой конфронтации никогда не заходило. Тот факт, что о ней говорит спикер парламента, то есть третий человек в государстве, не может не настораживать. "Вести.Ру" попросили экспертов прояснить ситуацию и рассказать, действительно ли галльский петух и германский орёл больше не хотят смотреть в одном направлении.
Алексей Фененко, к.и.н., ответственный редактор журнала "Международные процессы" считает, что вектор французской внешней политики сменился, и теперь в Париже ориентируются скорее на Лондон, а не на Берлин:
"Франция действительно переживает тяжёлый период, но за последние три года кардинально ухудшилась лишь ситуация с безработицей, так как промышленность находится в стагнации ещё с конца 80-х годов, когда президент Валери Жискар д'Эстен принял пакет мер жёсткой экономии. Высокие налоги, тяжёлая демографическая ситуация и перегруженная социальная политика не дают французской экономике развиваться. На этом фоне растёт недовольство политикой Германии, которая настаивает на дальнейшем сокращении и без того сильно урезанных расходов.
Те трещины, которые мы видим во французско-германских отношениях появились ещё при Саркози, который шёл на выборы под лозунгами привилегированного партнёрства с Британией и США и развития Средиземноморского союза как исключительной сферы влияния ЕС. Однако ливийская, а теперь и малийская кампания показывают, что вернуть себе Западную Африку не получится – Франции практически навязывают партнёрство с Британией в рамках НАТО.
Переориентация с Германии на Британию, которая всегда играла Евросоюзе роль проводника интересов США, подрывает основы франко-германского союза, на котором зиждется фундамент современного Евросоюза. Тем не менее, говорить о каких-то политических последствиях для ЕС пока рано, и скорее всего дальше колебаний на рынке евробондов дело не зайдёт ".
Ольга Потёмкина, к.и.н., заведующая отделом европейской интеграции в Институте Европы, считает, что двухсторонним отношениям ничего не грозит, а в критике Берлина нет ничего нового:
"Разногласия между Францией и Германией появились не вчера, они существовали с самого начала, с самого момента образования Европейского союза. Несмотря на сохраняющиеся разногласия между их лидерами относительно путей спасения еврозоны, страны-основатели ЕС едины в своих намерениях – "больше Европы". Однако Франсуа Олланд не способен предложить адекватного выхода из создавшегося положения, и тем более не способен осуществить предлагаемые им меры оздоровления экономики, противопоставляемые политике жестких мер Мерке. В результате роль Франции в европейской политике неуклонно снижается.
Разногласия стран ЕС, прежде всего, Германии и Франции, стремление действовать в одностороннем порядке исключили возможность формирования общей позиции в ливийской военной кампании. Срочное утверждение весной 2011 года новой стратегии ЕС относительно Средиземноморья "Партнерство во имя демократии и всеобщего процветания" стало попыткой реанимировать неудавшуюся политику ЕС в регионе, но вряд ли уже сможет усилить его политическое влияние в арабском мире. Нет единства в рядах ЕС и по сирийскому вопросу, где ясно вырисовывается самостоятельная франко-британская линия".
Как видно из комментариев экспертов, Франция действительно начинает всё больше склоняться в сторону союза с Британией в противовес растущему влиянию Германии. Учитывая намерение Дэвида Кэмерона провести в 2018 году референдум о выходе из Евросоюза, такое смещение приоритетов действительно может самым серьёзным образом отразиться на будущем Евросоюза.
http://www.vesti.ru/doc.html?id=1080744&cid=5