Гость в студии "Голоса России" - Владимир Ростиславович Мединский, министр культуры Российской Федерации.
Программу ведет Константин Косачев.
Косачев: Добрый день, утро или вечер, уважаемые слушатели радиостанции "Голос России"! С вами, как всегда, я, Константин Косачев, руководитель Федерального агентства по делам СНГ, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству, а также спецпредставитель президента России по связям с государствами-участниками СНГ.
Как всегда, у нас в студии интересный гость, компетентный собеседник. Есть уже устоявшаяся традиция подбирать собеседника в эфир в связи с крупными событиями в России либо в отношении России в последние дни. Но это тот случай, когда мой компетентный собеседник может приходить в этот эфир хоть каждую неделю, потому что каждую неделю в его сфере деятельности и ответственности обязательно происходят крупные события, затрагивающие и нашу страну, и отношение к ней за ее пределами.
Я с удовольствием представляю моего собеседника - Владимира Ростиславовича Мединского, министра культуры Российской Федерации вот уже почти год. Кроме того, Владимир Ростиславович - российский известный государственный, общественный и партийный деятель, публицист, писатель, профессор, что и предопределило, я подозреваю, выбор, сделанный президентом России при формировании нынешнего состава правительства Российской Федерации.
Владимир Ростиславович, спасибо, что вы в нашей студии. Я уверен, что те вопросы, которые вы курируете, будут интересны нашим радиослушателям. Начну с вопроса более бытового, житейского. Прошел почти год, как вы занимаете этот пост. Глядя на прошедшее время с высоты вашего нынешнего опыта, по вашему мнению, работа оказалась горячей, чем вы предполагали или примерно соответствовала вашим ожиданиям?
Мединский: Не соответствовала. Я, честно говоря, готовился к совсем другой работе. Оказалось огромное количество бумажной работы, бюрократической обязаловки - не потому, что она плоха, но этонеизбежность. Очень много административно-хозяйственной деятельности, и зачастую за этой текучкой теряется содержательный смысл. К содержанию подступаешь уже ближе к ночи. Но это бесконечно интересный опыт, и со временем становится легче.
Косачев: В сентябре прошлого года вы выступали на совещании представителей Россотрудничества за рубежом и достаточно уверенно говорили о том, что в планах министерства - усиливать участие России в крупных международных культурных форумах, выставках, фестивалях. Разумеется, нам в Россотрудничестве было очень приятно это слышать, поскольку мы работаем на смежных треках. Но уже с высоты собственного опыта руководства федеральным агентством могу сказать, что благие намерения - благими намерениями…
Мединский: А деньги - деньгами.
Косачев: Да. Помимо тех, кто определяет идеологию соответствующей работы, сами руководители ведомств, есть еще и люди, которые определяют реальную жизнь этих ведомств, распределяют деньги, те, кто принимает бюджет. Есть ли деньги на международную деятельность Министерства культуры, на ее реальное расширение? Ведь именно на это и ориентировал в числе прочего президент России в серии своих статей, а затем в серии указов по вступлении в должность.
Мединский: Я начну с денег. Стал доброй традицией в сфере культуры некий "плач Ярославны": у нас мало денег.
Косачев: Не только в этой сфере, надо сказать.
Мединский: В социальной сфере в целом, но в культуре - особенно: денег мало, надо увеличить бюджеты. Когда я пытался понять вначале, сколько же необходимо денег для выполнения всех поставленных задач и читал интервью всех предыдущих министров культуры, как правило, в части финансов все сводилось к одному. Одни говорили, что бюджет надо увеличить немедленно вдвое, другие - втрое, без деталей. Мы реалисты и понимаем, что денег столько, сколько есть. Мы их не печатаем в отличие от наших геостратегических партнеров. Нам тяжелее.
Косачев: И в отличие от наших предшественников, например, в 1990-е годы.
Мединский: Да. Поэтому одну из своих основных задач я видел в том, чтобы постараться максимально активизировать деятельность, исходя из тех бюджетных лимитов, которые у нас есть. Мы стали очень жестко подходить к торгам во всем, в том числе и в части организации разного рода фестивалей, международных мероприятий, акций по культурному обмену - не с точки зрения уменьшения их количества, а с точки зрения того, чтобы за те же средства, которые ограничены, сделать больше на 15-30 процентов.
В этом году у нас два мегакрупных мероприятия. Первое - Год культурного обмена с Нидерландами. Мы продолжаем Год культурного обмена России и Германии. Кроме этого, в этом году министерство профинансирует и проведет целый ряд культурно-обменных акций в плановом режиме. Причем география очень разнообразна - это Иран, Латвия, Молдова, Украина, Литва, Израиль, Эстония и так далее.
Косачев: Это такие же перекрестные годы?
Мединский: Это не год. Это называется, как правило, либо неделей, либо днями российской культуры в этих странах и культуры этих стран - у нас. Акции более локальные, но в то же время они дают возможность познакомиться.
Косачев: Страны выбирает Министерство культуры или, например, Министерство иностранных дел?
Мединский: До недавнего времени нам казалось, что в этом был некий элемент произвола. Сейчас мы находимся в очень тесном контакте с МИДом, и мы подстраиваемся под его повестку, под переговоры на высшем уровне или какие-то политические моменты, которые определяет МИД.
Можно сказать, что этот выбор на две трети - выбор МИДа, на треть - наши рекомендации. Недавно вернулся руководитель международного департамента министерства из Парижа. Там мы проводили большое мероприятие, посвященное 400-летию дома Романовых, в нем участвовали больше тысячи соотечественников.
Мы готовимся к отмечанию столетия с начала Первой мировой войны. Например, наши соотечественники в Париже высказали пожелание поучаствовать в сборе средств на памятник героям Первой мировой войны. По сути, в России нет ни одного крупного монумента.
Это забытая война, и это постыдно, потому что Россия наряду с Францией и, наверное, Германией вынесла самую большую тяжесть на своих плечах. В то же время Франция, равно как и Великобритания, воспользовалась всеми плодами победы. А мы, как совершенно гениально сказал Владимир Владимирович, оказались в уникальной ситуации: мы проиграли проигравшей стороне.
Сейчас мы хотим восстановить историческую справедливость и приглашаем всех наших соотечественников к сотрудничеству и с Министерством культуры, и с восстановленным недавно Российским военно-историческим обществом. Это то самое общество, которое создавалось в начале ХХ века, его возглавлял император, и оно прекратило свое существование в сентябре 1914 года по причине того, что все его члены ушли на фронт. К моменту, когда большевики его закрывали, выяснилось, что членов этого общества не существует - практически все они погибли.
Косачев: Я могу подтвердить, что наши соотечественники во Франции не просто выдвинули идею сооружения памятника Первой мировой войне, но активно продвигают ее. Несколько дней назад я участвовал во встрече Правительственной комиссии по соотечественникам за рубежом, которую возглавляет Сергей Викторович Лавров, с президиумом Всемирного конгресса соотечественников. Об этом рассказывал Никита Лобанов-Ростовский.
Выяснилось, что там будет государственное финансирование с российской стороны - порядка 40 миллионов рублей, 8 миллионов рублей согласился дать Фонд Столыпина. Остальное будет добираться за счет народных средств, пожертвований. Мне кажется, это очень важно и символично. Памятник действительно должен быть народным.
Мединский: Когда мы с Фондом Столыпина собирали деньги на памятник Столыпину, собрали чуть больше. Минкультуры собирало, и граждане - тоже.
Косачев: Это тот памятник, который установлен у Дома правительства?
Мединский: Да. Мы сделали его очень быстро, кстати, хороший памятник. На мой взгляд, для него выбрано не самое удачное место, там есть сложности с транспортным движением, но привыкнем. Сам памятник замечательный, сделанный молодыми скульпторами. Сейчас подобрано прекрасное место на Поклонной горе для памятника героям Первой мировой войны, практически напротив Триумфальной арки. Хотим, чтобы это был знаковый мемориал.
Косачев: Замечательно. А для тех наших радиослушателей, которые хотят присоединиться к этой акции, я рекомендую или заходить на сайт Военно-исторического общества, или на сайт История.рф, или на сайт Правительственной комиссии по соотечественникам за рубежом. Там есть вся необходимая информация в части возможного участия и возможных пожертвований на этот проект. Я видел в прессе сообщение о том, что вы инициировали и еще одну идею, еще одно возвращение к исторической теме - это памятник автору "Прощание славянки". Это ваша идея?
Мединский: Моя и коллеги депутата Хинштейна. Мне кажется, должен быть не памятник лично Василию Агапкину, который, конечно, замечательный дирижер и талантливый композитор, а очень символический памятник. Вообще, история интересная. Марш "Прощание Славянки" родился на ура-патриотическом подъеме отправки русских добровольцев на Первую Балканскую войну 1912-1913 годов, то есть еще до Первой мировой. Потом он стал фактически главным военным маршем Первой мировой, под него уходили войска.
Косачев: А потом он в равной степени использовался и белыми, и красными.
Мединский. Да. Под него уходили войска в Великую Отечественную войну.
Косачев: Это один из маршей 7 ноября 1941 года.
Мединский: Агапкин дирижировал. Царский капельмейстер Агапкин, ставший красным офицером и красным военным дирижером, дирижировал 7 ноября 1941 года на знаменитом параде. А его оркестр под его же управлением выступал 24 июня 1945 года на Красной площади.
Сегодня это тоже главный военный марш Российской армии. Мне кажется, в этой удивительной музыке и удивительной личности Агапкина Господь преподносит нам связь времен. История России неразрывна.
Косачев: И там тоже будут народные пожертвования?
Мединский: Это будет инициатива Военно-исторического общества. Мы планируем на сайте Военно-исторического общества сделать отдельный счет для сбора пожертвований, где будет именным образом указан каждый жертвователь. В ближайшие дни мы это сделаем, и вы сможете перечислить средства на "Прощание славянки" либо на памятник героям Первой мировой и посмотреть, как они используются.
Косачев: Чудесный проект, за него отдельное спасибо, Владимир Ростиславович. В одном из своих интервью вы сказали, что стараетесь быть не министерством Мариинского театра и Пушкинского музея, а министерством, которое бы помогало развитию культурной жизни в регионах.
Мне очень понравилась эта фраза. Очевидно, культурное разнообразие России не может быть проблемой для вас, но это какая-то дополнительная нагрузка? Или это дополнительный бонус, удовольствие от того, что культура столь разнообразна?
Мединский: У нас очень сложная, многоуровневая система управления сферой культуры. Есть федеральные учреждения - Большой и Мариинский театры, Эрмитаж, которые находятся в подчинении самого министерства. Но есть и областные театры, библиотеки, городские библиотеки и театры, муниципальные зоопарки, парки. Все это - сфера культуры, но уже подчинения соответствующего уровня.
Задача Министерства культуры - не только быть управляющей компанией, которая контролирует наши федеральные учреждения, но и диктовать культурную политику по стране в целом, причем таким образом, чтобы был стержень, который соблюдают. У нас единая страна, единая культура. С другой стороны, важно не утратить бесконечное культурное многообразие. Довольно глупо мерить одним аршином культурную политику в Якутии и ее национальный театр "Олонхо" и кавказские или татарские театры.
Косачев: Но если нет единой мерки, вы оказываетесь под колоссальным давлением, когда якуты с одной стороны, дагестанцы - с другой, а татары - с третьей одолевают вас бесконечными просьбами и требованиями поддержать именно их национальную культуру.
Мединский: Да, так и происходит. Мы пытаемся вычленить главное, наиболее болевые точки. В целом федеральная поддержка региональных проектов идет по двум направлениям. С одной стороны, мы поддерживаем наиболее крупные стройки, скажем, соинвестируем в строительство и реконструкцию театров. Например, в Пскове многие годы (а это приграничный регион, почти Европа) в совершенно запущенном состоянии находился так называемый Народный дом имени Пушкина - Псковский драматический театр.
Можно было ждать до бесконечности, когда у Пскова появятся на него деньги. Правительством было принято решение о том, что почти полностью за федеральный счет, с небольшим участием региона, этот театр будет восстановлен в кратчайшие сроки. Мы надеемся, что в сентябре перережем ленточку.
Таких проектов - десятки по стране. В Архангельске мы восстанавливаем старинные гостиные дворы, куда еще в петровские времена причаливали купцы. Плюс к этому есть оригинальные проекты - региональные театральные и кинофестивали, выступления региональных групп как по стране, так и за рубежом, взаимогастрольная деятельность. Мы стараемся помогать всем чем можем.
Косачев: Русские театры за рубежом, например, в Латвии и Эстонии или в Киргизии, в Азербайджане, могут рассчитывать на поддержку Министерства культуры Российской Федерации?
Мединский: Я думаю, в определенной форме, наверное, да. Хотя здесь есть бюджетные ограничения. Как правило, если речь идет о гастрольной деятельности, мы это поддерживаем. Мы можем принимать эти театры у себя, фактически компенсируя все расходы здесь в рамках таких театральных фестивалей, как, например, "Золотая маска". Я не думаю, что мы можем дотировать непосредственно деятельность за рубежом (это не профиль Министерства культуры), но в рамках театрального обмена - да.
Косачев: Я думаю, что нам надо вместе подумать над этой темой.
Мединский: Да.
Косачев: Я в своей практической работе бываю за рубежом и очень часто сталкиваюсь с тем, что эти театры не получают должного внимания и поддержки со стороны собственных национальных министерств культуры и, разумеется, рассчитывают на такую поддержку с нашей стороны. Но, как вы совершенно правильно заметили, тут есть соображения бюджетной дисциплины, Бюджетного кодекса. Мне представляется очень важной задачей найти здесь здравый смысл и правильную логику движения.
Для многих в местный русский театр или музей не зайти, потому что его может не быть. Прилететь в Россию либо дорого, либо трудно. В связи с этим, как в Министерстве образования есть тема дистанционного образования, так и в Министерстве культуры возникает тема дистанционного доступа к нашим культурным богатствам, культурному наследию.
Я знаю, что министерство в этом отношении продвинулось достаточно далеко. Есть виртуальные выставки, лекции, есть проект виртуальных музеев для тех, кто интересуется нашей культурой в режиме онлайн. Куда зайти в Интернете, какие есть новые наработки, проекты, чем может похвастаться министерство в сфере цифровых технологий?
Мединский: Мы в самом начале пути. В этом году мы открыли два ресурса. Адрес одного из них - Культура.рф, или Culture.ru. Мы хотим, чтобы он был главным культурным ресурсом именно для представления за рубежом. Там бесплатно идут онлайн-трансляции многих российских театров практически почти каждый день.
Косачев: Для этого потребовалось пойти в театр, устанавливать аппаратуру. Это было сделано министерством совместно с театром и именно под потребности этого портала?
Мединский: Это переносная аппаратура. Она устанавливается перед снимаемым спектаклем. Это либо разовая онлайн-трансляция, либо, если театр нам дает разрешение, мы архивируем, и посетители могут смотреть онлайн или можно скачивать (это вопрос авторских прав).
Кстати, там выложены 100 лучших фильмов, рекомендуемых для школ. Они также бесплатно находятся там в идеальном качестве. Это не пиратский продукт. Там же размещены лекции многих деятелей культуры, ученых, искусствоведов, культурологов. Это довольно интересно. С удовольствием иногда в дороге, когда есть свободная минута по пути к самолету, если есть хороший Интернет в зале, сам смотрю.
Кроме того, совсем недавно мы открыли портал История.рф, или Histrf.ru - примерно то же самое, только в историческом аспекте. Там крайне интересные лекции наших историков. Просто потрясающие!
Я смотрел лекцию "Правда о штрафбатах". Доктор наук рассказывает о том, как штрафбаты воевали на самом деле. Их изобразили в известном кинофильме "Штрафбат". Это является замечательным художественным произведением, но истины, кроме того, что мы воевали с немцами, немного, будем откровенны. Все остальное - фантазия автора на тему войны.
Таких лекций там очень много. Я уверен, что их будут сотни. Кстати, портал предполагает интерактивное общение. Если есть какой-то заказ, мол, мы хотим узнать о том-то, пишите, будем специально снимать, выкладывать. До конца года мы выложим на Культуре.рф 200 лучших российских спектаклей. Я думаю, что для самого взыскательного театрала есть что посмотреть не на один год.
Кстати, есть виртуальный музей. Сейчас там около 30 виртуальных музеев. Они будут совершенствоваться. Честно говоря, я не любитель. Мне это напоминает Doom - игру-стрелялку. Но есть те, кому нравится ходить по виртуальным музеям. Там много интересных роликов по российским достопримечательностям. Люди зависают на многие сутки на портале Culture.ru, или Культура.рф.
Косачев: Я хочу поделиться мечтой, которую мы вынашиваем в Россотрудничестве - оборудовать российский центр науки и культуры там, где это возможно, с воспроизводящей аппаратурой максимального качества для того, чтобы можно было брать сигнал с вашего портала. Смотреть премьеру Большого театра на экране монитора и слушать через динамики компьютера - не очень веселое занятие. Если обеспечить прием этого сигнала, что дает эффект присутствия, это собирало бы в наших центрах очень заинтересованную аудиторию.
Мединский: Если вам удастся решить это технически, мы могли бы договариваться, что вы заказываете какой-то спектакль, и мы в фиксированное время, даже если на него есть авторское ограничение, включаем его онлайн.
Косачев: Мы совершенно точно это организуем.
Мединский: Так делает американская Metropolitan Opera.
Косачев: Еще одна важная тема - это обучение иностранцев в российских вузах. Понятно, что в общем и целом это тема для Министерства образования, но у Министерства культуры есть свои учебные заведения - творческие вузы. В них тоже учатся иностранцы, насколько я понимаю. Действительно ли это так, сколько их и какова политика Министерства культуры в этой сфере?
Мединский: У нас учатся чуть менее трех тысяч иностранных граждан - в основном по межправительственным соглашениям.
Косачев: Это СНГ? Русскоговорящие?
Мединский: В основном это платники, точно не могу сказать, кто.
Косачев: Это не бюджетные места?
Мединский: Тысяча бюджетных мест и 2 тысячи платных мест - квота, которую устанавливает Министерство образования. Мы все время запрашиваем как можно больше. Может быть, в части кибернетики или маркетинга нам не так легко тягаться с зарубежными вузами, но я абсолютно уверен, что наши консерватории, театральные училища, искусствоведческие профессии оставят далеко позади любой европейский или американский вуз.
Я был во многих наших учебных заведениях. Приходишь в балетную школу в Вагановке, бывшее училище Большого театра, и говорят, мол, наши учащиеся - из США, из Японии, из Китая, у нас огромная очередь, и мы ограничены только местами в общежитиях.
Что касается бесплатного приема по линии межгосударственных отношений, то сейчас ситуация следующая. В 2011 году эта квота составляла 175 человек, в 2012 году - 200. В 2013 году мы увеличили прием до 300 человек в год по линии государства. Приглашаем - приезжайте, учитесь.
Косачев: Я убежденный сторонник (и об этом говорил несколько раз, в том числе - и в этом эфире) того, чтобы иностранцы приглашались на учебу в Россию, прежде всего в так называемые творческие вузы, потому что при всем уважении к другим профессиям, все-таки речь не идет о благотворительности. Если мы даем иностранцу профессию, предположим, стоматолога или биоинженера, то отдача для России как для государства не очень высокая. Человек может поделиться своими знаниями, своими впечатлениями от учебы в России только с ближайшим окружением. А в творческих вузах учатся будущие лидеры общественного мнения, те, кто формирует среду.
Если эта среда будет под воздействием таких людей становиться более благоприятной по отношению к России, разумеется, мы будем параллельно решать несколько очень важных задач. Предлагаю взаимодействие и сотрудничество с тем, чтобы соотношение выделяемых бюджетных мест постепенно менять в сторону творческих, а не технических профессий.
Мединский: Давайте вместе этого добиваться. Тем более вы прекрасно понимаете, что молодость - одна. И там, где человек провел студенческие годы, навсегда остается его сердце и симпатии.
Косачев: Думаю, меня никто не упрекнет в минутке рекламы - давайте поговорим о вашем личном творчестве. Известная серия "Мифы о России". Книга "Негодяи и гении PR". Недавно вышло первое художественное произведение роман "Стена" об обороне Смоленска в начале XVII века. Когда вы успеваете?
Мединский: Ничего не успеваю. Книга "Стена" вышла год назад.
Косачев: То есть это было еще до того, как вы стали министром.
Мединский: Я писал ее три года. И сейчас, честно, не успеваю ничего и ничего не пишу.
Косачев: Я обнаружил на вашем личном сайте надпись: "Сайт не обновляется в связи с недостатком времени". Это действительно так?
Мединский: Я скажу честно, с момента моего назначения в мае прошлого года и по февраль 2013 года сайт обновлялся моим помощником. Но у меня не было время зайти посмотреть, что он там делает, а не то что обновлять его самому. Поэтому я просто сказал ему, дескать, прекращай этим заниматься - что же это за сайт, на который даже я не захожу месяцами, потом, на пенсии, займемся личным сайтом.
Косачев: В завершении нашего разговора я самым искренним образом могу высказать горячие пожелания успеха в вашей работе - уже не как руководитель агентства, не как ваш бывший коллега по Госдуме, а как гражданин России. При всем уважении к другим министерствам, к другим жанрам работы, ваш жанр наряду с Министерством образования самый главный, потому что здесь создается то, что принято сейчас называть человеческим капиталом и что является первоосновой существования любого общества. Понятно, что эта работа - не из самых благодатных, хотя и подозреваю, что и удовлетворение от нее получать можно, и вы наверняка его получаете.
Я хотел бы напомнить нашим радиослушателям, что в студии был Владимир Ростиславович Мединский - министр культуры Российской Федерации. Мы говорили о том, как чувствует себя современная российская культура и какие возможности есть для того, чтобы она обретала прочные международные позиции или, точнее, восстанавливала их, поскольку с прочными международными позициями у русской и у российской культуры проблем никогда не было.
В студии с вами был я, Константин Косачев, руководитель Россотрудничества и спецпредставитель президента России по связям с государствами-участниками СНГ. Смотрите нас, слушайте нас, спорьте с нами. Но самое главное - будьте с нами. До новых встреч в эфире.
Аудиоверсия программы:Скачать аудио файл