Почему в последнее время так часто и много говорят о развале Евросоюза? Мне кажется, это просто стало модной темой. На самом деле, чтобы о чём-то рассуждать, необходимо учитывать слишком большое количество факторов, от каждого из которых – даже если он на первый взгляд кажется совсем незначительным – зависят потенциальные изменения, иногда просто радикальные. Во всяком случае, я не склонен безоговорочно соглашаться с теми, кто безапелляционно прогнозирует близкий конец сообщества.

Ситуацию, безусловно, нельзя назвать безоблачной. Прежде всего потому, что эффективно решать вопросы возможно лишь при наличии нормальной политической жизни в Евросоюзе. Но что мы видим? Отдельные страны Евросоюза проводят свою собственную политику – внешнюю, экономическую, энергетическую, которая зачастую не отвечает интересам других стран – членов ЕС и идёт вразрез с некоторыми общими интересами. И как результат – в сообществе есть экономика, есть бюрократия, однако политики нет даже в помине. А для того, чтобы она таки появилась, нужен единый европейский политический класс. Он, разумеется, есть в каждой отдельной стране, но общий пока никто формировать не собирается.

Таковы реалии. И в связи с этим, на мой взгляд, возможны два варианта развития событий. Первый: европейцы проявляют волю и создают федерацию с определёнными политическими правилами и с определённым политическим идентитетом. Второй: продолжают жить, как живут сейчас, то есть имея общую экономику, но не имея единой политики. Однако при этом следует учесть и то, что сегодня с экономикой в сообществе тоже не всё в порядке. Если ещё недавно можно было говорить: «Экономическая интеграция идёт с опережением политической», – то сейчас в связи с проблемами евро и она явно затормозилась.

Итак, что бы ни говорили европейские политические лидеры, проблем в ЕС меньше не становится, и, вероятнее всего, они имеют тенденцию нарастать, словно снежный ком. Во всяком случае, совершенно не исключено, что какая-либо страна – а возможно, даже и не одна – в определённый момент решит: ей с Евросоюзом больше не по пути, пора идти своей дорогой. Причём речь идёт не только о тех государствах – членах ЕС, которые сегодня по ряду причин реально рискуют выпасть из еврозоны. Нельзя не учитывать и недавнее заявление Дэвида Кэмерона, который уже напрямую сказал о том, что его страна намеревается создать новый союз со Швейцарией и Норвегией. Правда, предположение, что общественность Великобритании решит поддержать такие радикальные устремления, как выход из Евросоюза, вызывает серьёзные сомнения. Люди по природе своей консервативны, и, когда уровень их жизни выше среднего, они не слишком склонны к революционным настроениям. Но тем не менее если британским политикам удастся убедить сограждан в том, что выход из Евросоюза улучшит их экономическое положение, то в погоне за более светлым будущим, чем обещанное ЕС, Британия может отделиться. И, как я уже сказал, не она одна...

 Собственно, всё, о чём я сейчас говорю, напрямую связано с ещё одной глубинной проблемой. Европарламент, увы, при всём желании невозможно рассматривать в качестве серьёзного представительства. В ЕП входят политики, которые даже не являются членами парламента в своих странах. Нередко они политические пенсионеры. Есть, разумеется, среди европарламентариев и серьёзные политики, обсуждаются и важнейшие вопросы. Но при этом простые люди, живущие в европейских странах, не особо интересуются тем, что происходит в Евросоюзе, то есть далеко не всегда имеют представление о том, что в нём происходит. И, как бы много ни говорилось о том, что необходимо взращивать политическое и гражданское самосознание общества, на самом-то деле ничего подобного не происходит. До единого европейского гражданского общества, единого гражданского самосознания, как и до формирования единого политического класса, ещё очень далеко. Оттого и получается, что Евросоюз – сам по себе, а население государств, в него входящих, – само по себе…

Впрочем, я не думаю, что литовцам стоит иметь большие претензии к Евросоюзу. У маленькой европейской страны после вступления в ЕС появилась реальная возможность принимать участие в принятии важнейших решений, касающихся всей Европы.

Можно, конечно, долго и подробно рассуждать о том, что будет, если в ЕС случится то или иное событие, усилится та или иная тенденция. Однако все прогнозы должны основываться на логике, приемлемой для всех стран сообщества. Ну а если достигнуть понимания по какой-то причине европейцам всё-таки не удастся, боюсь, что десятилетия Евросоюза действительно уже сочтены…