В рамках процедуры создания единого финансового мегарегулятора Центральный банк получит дополнительные полномочия. После принятия поправок в федеральные законы, ЦБ сможет получать от кредитных организаций всю информацию об операциях, счетах, вкладах, и даже о конкретных сделках клиентов и иных третьих лиц. В настоящее время действует норма, запрещающая ЦБ требовать от кредитных организаций предоставления не предусмотренной федеральными законами информации об их клиентах.
Вчера Минфин опубликовал поправки в 47 федеральных законов, которые направлены на создание единого финансового мегарегулятора – объединенного ФСФР и ЦБ. «Нашей задачей было создать законопроект, который просто передавал бы функции ФСФР Центральному банку, а не вводил бы какие-либо новые нормы», — сообщил «Ъ» замминистра финансов Алексей Моисеев. Согласно проекту, в большинстве исправленных законов слова «федеральным органом исполнительной власти в области финансовых рынков» заменяются на слова «Банк России». Кроме того, ЦБ отойдут часть полномочий правительства — например, по регулированию и надзору в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений, в том числе и средств «молчунов», которыми сейчас управляет Внешэкономбанк. Представители ФСФР получат в Совете директоров ЦБ два места, в результате чего его максимальный состав будет расширен с 12 до 14 человек.
Впрочем, проект содержит и более ощутимое изменение — обновляется статья 58 закона «О Центральном банке». Она дополняется нормой о праве ЦБ получать от кредитных организаций всю информацию об операциях, счетах, вкладах, и даже о конкретных сделках клиентов и иных третьих лиц. Аналогичной нормой дополняется и статья 26 «Банковская тайна» закона «О банках и банковской деятельности». В этой статье дополнительно устанавливается запрет сотрудникам банков сообщать клиентам, что их операциями заинтересовался регулятор.
В Банке России сообщили, что данная поправка внесена по инициативе коллег из ФСФР, которые, в свою очередь, ориентировались на рекомендации международных организаций. С соответствующей инициативой ФСФР уже выступала в начале прошлого года. Служба обосновывала это необходимостью привести законодательство России в соответствие с международными стандартами и требованиями Международной организации комиссий по ценным бумагам (IOSCO) для обмена информацией при проведении проверок и расследований правонарушений на финансовых рынках различных стран.
«Принципиально нового здесь нет, фактически и так существующие права ЦБ прописываются более четко», — указывает собеседник «Ъ» в Банке России. Сейчас норма статьи 58 закона «О центральном банке», запрещающая ЦБ требовать от кредитных организаций предоставления не предусмотренной федеральными законами информации об их клиентах, работает в связке со статьей 26 закона «О банках и банковской деятельности», запрещающей ЦБ разглашать сведения о счетах, вкладах, конкретных сделках и операциях, полученные в ходе надзорной, лицензионной и иной деятельности, указывают в ЦБ. Вопрос о правомерности таких действий Банка России поднимался неоднократно, указывает собеседник «Ъ», при этом судами, в том числе высших инстанций, было установлено, что запрет разглашать эти сведения свидетельствует о наличии у Банка России полномочий их получать, говорит собеседник «Ъ». В частности, такие выводы содержатся в определении Верховного суда от 19 декабря 2002 года № КАС02-644.
Впрочем, по мнению экспертов, это право ЦБ и не нужно. «Я считаю его избыточным, — говорит экс-замминистра финансов Алексей Саватюгин. — В России много силовых ведомств, которые уже сейчас имеют право при необходимости запрашивать всю эту информацию, и банки не вправе им отказать. Нет необходимости в наличии еще одного органа, который может аккумулировать эту информацию».
Предполагается, что проблем с утверждением поправок не будет, и они вступят в силу уже в июне 2013 года.