Вторая очередь нефтепровода «Восточная Сибирь — Тихий океан» (ВСТО-2), которая проходит от Сковородино в Амурской области до спецморнефтепорта «Козьмино» в Приморском крае, введена в эксплуатацию. Это если говорить официальным языком. Если же просто посмотреть на карту, почитать мнения аналитиков, сравнить трудозатраты, которые были использованы для строительства этого глобального проекта, с тем, что до этого делали в России, и подсчитать эффект, то получится, что перед нами одно из важнейших начинаний в нашей стране. За пять лет компания «Транснефть» не только проложила трубу там, где, казалось прокладывать нельзя даже лыжню, но и полностью изменила расстановку сил в энергетике стран АТР, сподвигла нефтяные компании активнее осваивать месторождения Восточной Сибири и, главное, связала Дальний Восток и Сибирь. Если же мыслить глобальнее и посмотреть на карту трубопроводов «Транснефти», то можно сказать, что окончание строительства означает создание единой нефтепроводной системы от Балтики до Тихого океана. Теперь никто не сможет сказать, что мы живем на запасах СССР.
Первую очередь проекта запустили в декабре 2009 года, а строительство ВСТО-2 началось в 2010-м. По этим маршрутам Россия поставляет нефть в страны АТР (азиатско-тихоокеанского региона), а также на внутренний рынок. Общая стоимость проекта составляет 323 млрд рублей. Первоначально по системе ВСТО-1 отгружалось 30 млн тонн, с запуском ВСТО-2 эта цифра должна вырасти до 50 млн тонн ежегодно, а в дальнейшем может достичь 80 млн тонн. Правда, для этого придется прокладывать дополнительные участки, увеличивать мощность нефтеперекачивающих станций, увеличивать вместимость резервуаров «Козьмино» и заинтересовывать новых продавцов нефти и ее покупателей.
По словам президента России Владимира Путина, который с помощью телемоста принял участие в открытии нефтепровода, завершение второй очереди, позволяющее российской трубопроводной системе выйти к берегу Тихого океана, — серьезное, значимое событие для всей экономики страны.
«В этом году у нас покупали продукт партнёры из таких стран, как Япония, США, Индонезия, Южная Корея, Сингапур, Филиппины, Тайвань, Малайзия, и появилась новая смесь, которая так и называется – ВСТО - на международном рынке. По завершении второй части возможности расширяются, они могут быть доведены с 30 до 45 млн тонн в год, это серьезное событие», — подчеркнул Путин.
В свою очередь, глава «Транснефти» Николай Токарев рассказал о том, как этот проект помог бороться с безработицей. «Сегодня создано 8 тыс. рабочих мест. Построены детсады, больницы, жилье. В бюджеты местных регионов поступило порядка 43 млрд рублей», — заметил Токарев.
Кроме того, он уточнил, что на сегодня 35 % нефти, проходящей через порт «Козьмино», забирают Соединённые Штаты, 28 % — Китай, 30 % — Япония, а в числе прочих покупателей имеются Сингапур, Малайзия и Южная Корея. «Думаю, что такие же пропорции сохранятся, потому что нефть качественная, и нам, чтобы она стала индикативной, нужно увеличивать объёмы экспорта через Козьмино до 30 млн тонн. Если это получится в ближайшей перспективе, то смело можно говорить о том, что в мире появился новый сорт нефти высокого качества», — рассказал о перспективах проекта глава «Транснефти».
По планам, запуск ВСТО-2 позволит увеличить долю российской нефти на рынке АТР с 3,8% до 5,5%, а в перспективе - довести ее до 8%. Новые рынки сбыта среди финансово обеспеченных «азиатских тигров» обеспечат российским компаниям доступ к выгодным кредитам, что положительно скажется на их работе по освоению новых месторождений в России. Не будем забывать, что, в связи с напряженностью вокруг Ирана и Ливии, именно нефть из России становится крупнейшей альтернативой ближневосточной нефти. А раз так, то строительство ВСТО оказывается важным делом не только в российском, но и мировом масштабе.
Также важно отметить, что за то время, пока возводилась вторая очередь трубопровода, российская смесь ESPO получила признание в АТР. Она более качественная, чем многие маркерные сорта, она добывается в достаточных количествах, а путь ее доставки куда более предсказуемый и короткий, чем дорога танкера из неспокойного Ближнего Востока. Особенно в свете последних заявлений властей Ирана о том, что страна вот-вот станет обладателем ядерных технологий.
По сути, и президент страны, и президент компании подчеркнули основные результаты, к которым привело строительство такого проекта:
Экономические:
• Подписаны договоры о поставках нефти в страны АТР, где ранее Россия была представлена очень слабо.
• Начата разработка крупнейших месторождений в Восточной Сибири, что в будущем принесет России порядка 200 млн тонн нефти каждый год.
• Ряд компаний, в том числе и иностранных, выразили готовность строительства нефтеперерабатывающих заводов для переработки восточносибирской нефти.
• Увеличились иностранные инвестиции в регионы, по которым проходит трубопровод ВСТО.
• Решение проблем с обеспечением нефтепродуктами Дальнего Востока и Сибири. Известно, что нефть из нефтепровода ВСТО-2 Хабаровский нефтезавод получит в 2014 г., а Комсомольский - в 2015 году. Отметим, что владельцы Хабаровского НПЗ не просто модернизировали НПЗ под восточносибирскую нефть, но и профинансировали строительство трубопровода от ВСТО к заводу. Наличие нефтяного ресурса в регионе может способствовать снижению цен на нефтепродукты в крае, которые считаются одними из самых высоких в РФ.
• В России появился крупный современный порт – «Козьмино», который позволяет вести торговлю со странами АТР по всем мировым стандартам.
Социальные:
• В регионы приходят большие деньги, которые затем в качестве налогов возвращаются в бюджет. Уже во время строительства регионы, по которым прошёл нефтепровод, буквально стали возрождаться.
• Стали снова востребованы рабочие специальности, которые были необходимы для строительства трубопровода.
• Население небольших поселков и городов, мимо которых проходит трубопровод, ощутили свою причастность к глобальной российской стройке, что положительно сказалось на сохранении связи региона с центральной Россией.
Репутационные:
• Россия смогла переориентировать свои экспортные потоки с Запада на Восток, что доставило проблемы в Европе тем, кто был уверен в своем безальтернативном положении покупателя. Теперь наша страна может сама решать, куда ей продавать нефть, что должно поставить ее в более выгодное положение при переговорах с европейцами. Да и на будущих переговорах со странами Азии.
• Страна доказала, что ей под силу создавать и реализовывать такие глобальные проекты. Западные СМИ, которые писали о ВСТО, по сложности сравнивали трубопровод со строительством Панамского канала, который на Западе считается одним из самых сложных инфраструктурных проектов за всю историю. Это, в свою очередь, позитивно сказалось на имидже компаний, которые принимали участие в возведении ВСТО: от металлургов, которые поставляли трубы, до инженеров, которые рассчитывали проект.
• Компания «Транснефть» смогла не только уложиться в запланированные сроки, но и, в случае с ВСТО-2, опередить их, что может в дальнейшем положительно сказаться на контрактах на строительство подобных проектов в других странах.
Экологические:
• Несмотря на то, что строительство такого глобального проекта не могло не сказаться на экологии региона, «Транснефть» сделала все возможное, чтобы свести это влияние к минимуму. Известно, что были изучены тропы миграций животных и созданы специальные навесы, на которых лежали трубы, чтобы животные могли беспрепятственно проходить под ними. Также были разработаны уникальные технологии перехода сибирских рек, которые, в случае возможного разлива нефти, не допустят в воду «черного золота». В нефтеналивном порту «Козьмино» создана целая служба экологического мониторинга, одна из самых передовых в России.
• Перенос ветки ВСТО от озера Байкал, который случился в самом начале проектирования, показал мировому сообществу, что Россия не готова строить трубопровод любой ценой, а намерена делать это с наибольшей эффективность не только для человека, но и для природы.
Все это говорит о том, что этот уникальный проект, уже ставший большой страницей в экономической истории страны, показывает, насколько важны большие инвестиции не только в добычу, но и транспортировку нефти. Любой такой инфраструктурный проект – это не только тонны и километры, это новые дороги, больницы, миллиарды рублей в бюджеты регионов и очередное доказательство потенциала российской экономики. И все это будет только увеличиваться, ведь первый шаг сделан, и теперь, с созданной инфраструктурой, строить новые объекты будет проще и выгоднее. Можно с уверенностью сказать о том, что это создаст отличный задел для роста российского Дальнего Востока.
Александр Дармин - главный редактор портала Topneftegaz.ru и журнала «Topneftegaz»
Статус: |
Группа: Модератор комментариев
публикация 1
комментария 643
Рейтинг поста: