Государство хочет помочь мультипликаторам. Например, Минэкономразвития предлагает в два раза снизить страховые взносы, чтобы у компаний было больше денег на зарплату. Как сейчас приходится выживать работникам анимационного кино.
Они создавали мультфильмы, на которых выросло не одно поколение, но сами оказались поколением забытым. Жанна Витензон – сценарист знаменитой "Варежки" и еще полусотни анимационных лент. В свои 83 Жанна Зискиндовна оказалась практически в нищете.
Пенсии не хватает даже на продукты. А на попечении – еще и несовершеннолетний внук. Единственная дочь умерла – других родственников нет. Чтобы как-то прожить, Жанна Витензон вот уже 20 лет публикует собственные сценарии как сказки для детей. Например, книга "В яранге горит огонь" – перевод на японский. В 1956-м эту ленту наградили на Венецианском фестивале как лучший детский фильм. А после Перестройки съемочную группу "Яранги" — тогда уже пожилых людей – сократили первыми…
"Ну, вообще, это было очень тяжело всем. "Союзмультфильм" – это была такая организация, где были цеха заливки, прорисовки. И школа там была анимации! Такое количество народу там работало. А потом люди стали уходить со студии, денег не платили. Очень было все печально", — вспоминает Жанна Витензон.
Изданная в виде книги "Варежка" — средство к существованию и для 92-летнего Леонида Шварцмана, художника этого мультфильма, а также "Чебурашки" и "Золотой антилопы". Пенсия у ветеранов анимационного кино зачастую ниже, чем у представителей других профессий.
"Мультипликация всегда считалась малым жанром. Ну, это, мол, для детей, ничего такого значительного. Вот игровое, художественное кино – ему больше уделялось внимания. Поэтому фактически никто из мультипликаторов не имеет никаких званий. А звание все-таки повышает пенсию. У нас сейчас звание имеет только Норштейн и Назаров", — сетует киновед, секретарь анимационной комиссии Союза кинематографистов России Елена Таврог.
Звания не то что народного – заслуженного артиста – нет даже у Гарри Бардина. Хотя в заслугах создателя "Летучего корабля", "Кота в сапогах" и "Гадкого утенка" никто не усомнится. На полках – несколько премий "Ника", на стенах – бесчисленные дипломы, есть и Каннская пальмовая ветвь за мультфильм "Выкрутасы". Только зарплату работникам своей студии "Стайер" Гарри Яковлевичу платить нечем. Полнометражный "Гадкий утенок", которого делали более 6 лет, не окупился. Несмотря на десяток Гран-при международных фестивалей.
"Занялась не лучшая компания, а другой не нашлось, которая взялась бы прокатывать, — рассказывает Гарри Бардин. — Министерство культуры, надо отдать должное, они дали денег на печать копий. Мы напечатали 117 копий – для России это много. А они заплатили малую толику, потом куда-то пропали, на мои звонки не отвечали. Потом оказалось, что они вообще переоформились в другую организацию".
Выпуск в прокат возможен только для полнометражных мультфильмов. Между тем, чтобы снять даже 10-минутный – рисованный или кукольный – уходит около года. Студии объединились в Ассоциацию анимационного кино, чтобы помогать друг другу. А также пожилым мультипликаторам. В пользу последних провели благотворительный аукцион.
Некоторые артефакты предоставил безвозмездно человек, который после переезда "Пилота" нашел эти материалы на помойке. Это целлулоиды и кальки из известных мультфильмов, например, из "Следствие вели Колобки".
Поддержать аниматоров собирается и государство. Минэкономразвития предлагает установить для производителей анимации такие же льготы, как и для IT-компаний: страховые взносы снизить до 14% вместо существующих 30%.
"В анимации, как и в IT-индустрии, 80 процентов бюджета фильма – это фонд оплаты труда, включая страховые взносы. Соответственно, это позволит снизить бюджеты и улучшить окупаемость. Появятся дополнительные ресурсы, легче будет стартовать", — считает кинопродюсер, руководитель компании СТВ Сергей Сельянов.
Сергей Сельянов, продюсер серии про "Трех богатырей", самых успешных анимационных лент последнего времени, говорит, что инициатива для государства не станет обременительной. В то же время позволить вернуть в профессию хороших специалистов, которые, не секрет, пока уходят в более прибыльные области, например, рекламу. Ведь чем лучше мультфильмы будут окупаться, тем выше будут и зарплаты.