"Роснефть" обосновала монополию госкомпаний на российский шельф
11-12-2012, 15:20 | Политика / Новости политики | разместил: VP | комментариев: (1) | просмотров: (1 335)
Госкомпании продолжают отстаивать право монопольной добычи на континентальном шельфе. "Роснефть" отказывается согласовывать правительственную программу, по которой частников и иностранцев могут допустить до разведки шельфа и отдать им открытые месторождения, обязав госкомпании создавать с ними СП. Само правительство тоже не в восторге от программы. Судьба шельфа может решиться на совещании у премьера Медведева 18 декабря
Москва. 10 декабря. FINMARKET.RU - Борьба за неисчислимые (точнее - непосчитанные) нефтегазовые богатства российского шельфа близится к логическому концу.
Чиновники правительства так и не смогли договориться, как правильно допустить до разведки и разработки подводных недр частные компании и иностранцев. А те, кому это разрешено по закону - "Роснефть" и "Газпром" - не готовы идти на компромисс и настаивают, что никого больше допускать не нужно, а с разработкой они справятся самостоятельно.
В результате, уже 18 декабря после совещания у премьера Дмитрия Медведева все перспективные шельфовые участки с возможными запасами в миллиарды тонн условного топлива могут достаться этим двум компаниям.
Краткое содержание предыдущих серий
Доступ к шельфовым месторождениям для частных компаний был закрыт правительством в 2008 г. с официальной целью "защиты интересов и безопасности государства". Шельф был отдан на откуп "Газпрому" и "Роснефти", так как его разработкой, по принятому тогда закону, могут заниматься только компании с 50% акций государства и опытом работы в подобных условиях более 5 лет.
С тех пор значимых результатов в разведке и добыче так и не достигнуто, и лицензии на крупнейшие месторождения не выданы. Однако Владимир Путин потребовал ускорить разведку и разработку месторождений, так что времени на переговоры у чиновников - в обрез. Если массовая выдача лицензий двум госкомпаниям все же случиться, то обсуждать допуск частных компаний и иностранцев будет уже бессмысленно - весь шельф будет уже поделен, сказал недавно вице-премьер Аркадий Дворкович.
В 2010 году Минприроды подготовило законопроект, который разрешает доступ иностранцев к шельфу на условиях партнерства, но на этом идея заглохла.
В апреле 2012 года президент "ЛУКОЙЛа" Вагит Алекперов, гендиректор "Сургутнефтегаза" Владимир Богданов, президент "Башнефти" Александр Корсик и исполнительный директор тогда еще частной ТНК-BР Герман Хан написали на имя президента Владимира Путина письмо в просьбой разрешить доступ к шельфу.
Путин поручил проработать этот вопрос, после чего Минприроды предложило выдавать частным компаниям лицензии без конкурса, также как и госкомпаниям.
Тогдашний президент "Роснефти" Эдуард Худайнатов предложил частникам сотрудничество на 12 участках арктического шельфа на условиях, на которых создано СП "Роснефти" с ExxonMobil, но это не удовлетворило российский нефтебизнес.
В мае пост Худайнатова занял бывший вице-премьер Игорь Сечин. Он написал в правительство о том, что монопольный доступ к российскому шельфу учтен в капитализации госкомпаний, а либерализация приведет к потерям для казны и "Роснефти".
В сентябре уже вместе с главой "Газпрома" Алексеем Миллером они пожаловались президенту и премьеру на намеренную задержку в выдаче лицензий со стороны правительства. Путин написал гневную резолюцию с поручением выдать все лицензии госкомпаниям.
Минприроды на обвинения ответило, что объемы работ в заявках "Роснефти" недостаточен для ускоренного освоения таких огромных территорий. Ведомства сами добавили в лицензии "интенсивности" и предложили "Роснефти" новый вариант для согласования. "Газпром" вообще никаких заявок на дополнительные участки до сих пор не подал, а только написал список пожеланий.
В середине ноября по двум заявкам "Роснефти" - по Северо-Поморскому-2 и Поморскому участкам - удалось согласовать объемы разведки и получить лицензии. По другим месторождениям договориться пока не удалось: компания предлагает увеличить объемы геологоразведки не так сильно, как того хотят Роснедра и Минприроды.
29 ноября у премьера должно было состояться совещание, к которому Минприроды привело доводы против монополии госкомпаний и предложило новый способ либерализации доступа к шельфу: частной компании, открывшей месторождение, дается гарантия участия в его разработке - но под контролем госкомпании. Причем "Газпром" и "Роснефть" должны выступать не как операторы проекта, а как соучредители в СП с частником, открывшим месторождения.
Для того, чтобы частники смогли получить право на поиск месторождений, Минприроды предложило выделить геологоразведку в отдельный вид деятельности и выдавать лицензии только на него, чтобы обойти положения "монопольного" закона. Кроме того, министерство предложило "раздробить" слишком большие (по сравнению с принятыми в других странах) участки шельфа, чтобы разведать их "по кускам".
В назначенный срок совещание у премьера не состоялось, но идеи Минприроды уже обсудили на встрече у вице-премьера Дворковича в начале прошлой недели, пояснил "Финмаркету" министр природных ресурсов Сергей Донской.
Программа разработки шельфа идет на второй круг
Все попытки Минприроды придумать компромисс оказались тщетными. Предложения министерства разгромили коллеги по правительству, а "Роснефть" прислала в другое министерство - Минэнерго - письмо с категорическим отказом участвовать в подобных схемах.
Вместо того, чтобы выдумывать обходные пути для частников, правительство могло бы, наконец, выдать лицензии "Роснефти", написал чиновникам недавно назначенный вице-президент по шельфовым проектам американец Желько Рунье (с его письмом ознакомился "Финмаркет").
Рунье изложил окончательную позицию "Роснефти":
Открывать доступ для частников, а тем более иностранцев, совершенно нецелесообразно. Это не приведет к ускорению разработки шельфа и не даст экономического эффекта, а принесет лишь потерю госконтроля над шельфом. Для частников нужно закрыть даже доступ к любой информации о запасах.
Предложение Минприроды сделать геологоразведку отдельным видом недропользования со своими лицензиями не ускорит темпы освоения шельфа, а наоборот растянет лицензирование еще на 10-12 лет.
Проблема недостаточного темпа разведки надумана. "Роснефть" в состоянии поддерживать необходимые объемы и темпы работ на шельфе, а новые месторождения обязательно будут введены до 2030 года. Тем более что темпы разведки по просьбе Роснедр уже увеличили.
Если госкомпании заставить увеличить темпы разведки в тех объемах, которые просит Минприроды, то бурить и вести прочие работы придется даже в неперспективных участках, только чтобы выполнить план. Согласно представленной таблице, "Роснефть" и "Газпром" предлагают объем сейсморазведки в 31 раз ниже, чем просит Минприроды.
Запрошенные объемы разведки требуют огромных средств, а результата не будет. Если государству нужны эти данные для научных обобщений, то пусть оно даст денег на разведку малоперспективных областей.
Площади участков в выдаваемых лицензиях тоже уменьшать не надо - темпы освоения замедлятся.
Заключение о том, что госкомпании не в состоянии обеспечить должное качество бурения, неверное. "Роснефть" и "Газпром" последние 15 лет проводят геологоразведку, и претензий к ним не было.
Минприроды заложило в программе завышенные объемы добычи на шельфе в 2030 году - 49-60 млн т в год., которые не обеспечены открытыми запасами. Объем накопленной добычи с начала освоения шельфа в 378 млн т тоже завышен.
"Роснефть" выступает против предложения Минприроды запретить изменение сроков и объемов разработки, означенных в лицензиях. У компаний появляются причины изменять их - будь то поддержка проведения Олимпийских игр, требующая средств, или получение новых данных во время разведки.
Предположение, что налоговый режим для шельфа может быть пересмотрен в сторону увеличения изъятий, вообще сделает бессмысленной разработку шельфа. Нужно наращивать льготы, а не сокращать.
"Роснефть" просит поддержки Минэнерго в скорейшем получении лицензий.
Минприроды не угодил никому
Написанная Минприроды программа не понравилась и министерствам, хотя ни одно из ведомств не высказывается за запрет на разведку шельфа для частников. С пакетом отзывов также ознакомился "Финмаркет".
МИД в конце ноября высказался против включения в программу Каспия - "континентального шельфа" как такового на Каспии нет.
Минэнерго высказалось по сути вопроса о допуске на шельф частников:
Чиновники министерства согласны с Минприроды, что нужно интенсивнее разрабатывать шельф, но имеют альтернативные предложения по организации этого процесса.
Минэнерго еще в сентябре предлагало ввести типовые контракты для шельфа: сервисная компания за свой счет проводит разведку, стоимость услуг включают в цену лицензии, после чего нефтегазовая компания покупает эту лицензию, то есть по сути оплачивает услуги разведки. Норма доходности для сервисной компании с учетом рисков - 30-50 %. Если лицензию никто не покупает, ущерб сервисной компании возмещает государство.
Ведомство поддерживает "Роснефть" в вопросе введения так называемого "адаптивного режима" для шельфа: никакие дополнительные налоги вводить для разработчиков шельфа нельзя, даже если проект будет эффективным. Сейчас для шельфа действует фиксированный налог на прибыль в 20 %.
Вводить запрет на изменения сроков и объемов разведки и бурения в лицензиях неправильно, согласны с "Роснефтью" энергетики. Компании выполняют планы иногда даже быстрее.
Минэкономразвития:
Экономической модели повышения инвестиционной привлекательности разведки в программе так и не появилось, хотя ведомство присылало свои предложения.
Как пояснили "Финмаркету" в Минэкономразвития, в целях стимулирования освоения шельфа министерство предложило правительству и Минприроды ввести практику использования государственных инвестиционных контрактов:
1) необходимо ввести подряды с риском: Государство гарантирует оплату фиксированной части затрат на разведку, при этом предлагается ввести премию за открытие месторождений, содержащих промышленно-значимые запасы сырья, или предлагать долю в проекте разработки открытого месторождения.
2) в договоре устанавливаются права и обязанности сторон (инвесторов) по реализации проекта по доразведке и добыче сырья. Также предусматриваются штрафные санкции за срыв сроков и объемов проводимых работ вплоть до передачи лицензии другому недропользователю в случае невыполнения держателем лицензии условий договора.
По вопросам, не касающимся допуска частников:
В ходе подготовки программы был снижен уровень годовой добычи нефти (с 66,2 млн т до 49 млн т в 2030 г.) и газа (с 231 млн куб м до 207 млрд куб м), а также объемы накопленной добычи газа (с 1760 до 1392 млрд куб м.)
Несмотря на это показатели эффективности программы внезапно выросли, пишет Минэкономразвития. Социально-экономический эффект вырос в 15 раз - до 17,5 трлн.руб., а обоснований этому нет.
Замечания Минэкономразвития по расходам бюджета учтены частично, а в итоге в самом тексте документа они оцениваются в 22 млрд. руб., а в прилагаемой таблице по сейсморазведке - в 55 млрд. руб. .
Глава Роснедр Александр Попов написал в отзыве в Минприроды, что агентство "воздерживается" от согласования программы.
Минприроды в программе предлагает пробурить 7-9 параметрических скважин на каждую территорию, но кому они нужны - непонятно. "Газпром" и "Роснефть" работают сами по своим лицензиям и бурят скважины по своему усмотрению.
Минприроды слишком торопится и увеличивает объемы бурения: максимально возможное число скважин для каждой госкомпании должно составить 100-110, а не 289, как хочет министерство.
Однако монополия госкомпаний Роснедрам тоже не нравится. Запасы "Газпрома" оцениваются в 45 трлн. куб. м - обеспеченность газом на 88 лет. Вместе с лицензиями, которые просят "Газпром" и "Газпромнфеть" - на 116 лет. Непонятно, зачем компании наращивать запасы на балансе. "ЛУКОЙЛа" при этом обеспечен запасами только 36 лет.
Программу нужно дополнить разделом по обоснованию границ континентального шельфа. Это приоритетная задача сейчас, из-за этого приходится спешить с разработкой, чтобы "застолбить" за Россией участки шельфа.
Необходимо создать проект системы траспортировки добытого сырья, по которой будет строиться инфраструктура добычи первых 50 млн т нефти в год.
Минприроды путается в результатах программы: в одном месте пишет про 16 млрд т условного топлива, в другом - про 14,7 млрд. Нужно уточнить цифры.
Объемы работ на региональном этапе носят декларативный характер. Роснедра считают, что федеральный бюджет и сами компании-пользователи должны вместе выделить деньги на завершение регионального изучения.
Роснедра предлагает отложить вопрос принятия программы до того момента, как будет проведена геологическая оценка ресурсов, а также пока компании вместе с государством не закончат региональный этап геологоразведки.
На совещании у Дворковича помирить ведомства и госкомпании не удалось. Согласно протоколу совещания (с ним ознакомился "Финмаркет"), до встречи у премьера Минприроды поручено еще раз собрать мнение всех заинтересованных сторон по вопросам и выделения геологоразведки в отдельный вид деятельности, и по налоговым льготам, и по объемам разработки шельфа, и по ускорению выдачи лицензий "Роснефти" и "Газпрому".
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 2345
Рейтинг поста:
--------------------