Полсотни камер съемочных групп со всего мира выстроились в понедельник на крошечном пятачке перед резиденцией премьер-министра Турции «Долмабахче». Владимир Путин прилетел в Стамбул на переговоры, совершив первый за два последних месяца зарубежный визит и тем самым продемонстрировав, что состояние здоровья не мешает его визитам.
Когда в историческом дворце, вот уже сто лет выполняющем роль рабочего места турецких премьеров, появился пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, журналисты набросились с вопросом: «Как перенес полет президент? Ведь у него был большой перерыв».
- Нормально перенес, как и все остальные пассажиры самолета, - пожал плечами Песков. - А с чего вы взяли, что у него был перерыв? Ваша информация ограничена.
Турецкие журналисты выдвинули на острие атаки одного своего представителя, говорившего по-русски, и буквально забросали Пескова вопросами: какие цели визита, что думает Путин о размещении в Турции ракет «Пэтриот» , будет ли какое-то сближение позиций по Сирии?
- Мы не скрываем, что нас многое не устраивает в турецкой политике, - ответил Песков. - Но Сирия и ракеты - не главная цель переговоров. Главное - наши двусторонние отношения, которые я бы назвал крепкими и перспективными. На их основании мы можем достичь много, в том числе и изменений позиций по Сирии.
|
Владимир Путин о размещении ракет «Пэтриот» на территории Турции: «Если в начале пьесы на стене висит ружье, то в конце оно выстрелит» Фото: REUTERS |
|
Дожидавшимся Путина журналистам можно было только позавидовать: после московских холодов стамбульские «плюс 20» и ласковое солнце казались просто раем. Президент, приехав в стоящий на берегу Босфора «Долмабахче», тоже полюбовался проливом. После чего под непрерывным дождем фотовспышек в дверях дворца обнялся как со старым другом с Реджепом Тайипом Эрдоганом, который даже провел для гостя мини-экскурсию по историческому месту, помнящему еще Ататюрка.
После этого российско-турецкие переговоры пошли по принципу снежного кома: сначала узкий состав, в котором вместе с главой государства с нашей стороны принимал участие министр иностранных дел Сергей Лавров и помощник президента Юрий Ушаков, потом - расширенный состав, в котором к диалогу подключились уже министр энергетики Александр Новак, министр транспорта Максим Соколов, министр сельского хозяйства Николай Федоров. Отдельное место заняли энергетики - гендиректор «Росатома» Сергей Кириенко, глава «Газпрома» Алексей Миллер, президент «Роснефти» Игорь Сечин.
Переговоры длились без малого пять часов, причем проходили строго за закрытыми дверями. Когда Путин и Эрдоган вышли в зал, у обоих был вид людей сделавших что-то непростое, но очень важное.
- Для меня огромное удовольствие принимать Владимира Путина в Стамбуле, - заявил Эрдоган. - Наши встречи с ним являются показателем многопланового партнерства между нашими странами. Россия - важнейший стратегический партнер Турции, как в политике, так и в экономике. Наши строительные компании работают в России, они реализовали немало многомиллиардных проектов на территории наших соседей. Я надеюсь они будет работать там и дальше: и над объектами Олимпийских Игр 2012 года, и над объектами чемпионата мира по футболу 2018 года. После Германии граждане России занимают второе место в туризме Турции. Наши страны с каждым годом сближаются все сильнее.
Эрдоган заявил, что обе стороны желают как можно скорее прекратить кровопролитие в Сирии, и обе стороны дали поручение своим министерствам иностранных дел усилить работу в этом направлении.
- По оценкам того, что происходит в Сирии наши позиции совпадают, - подтвердил Путин. - Мы пока не можем достигнуть соглашения относительно методов, как решить возникшие проблемы. Но в ходе сегодняшних переговоров возникли свежие идеи. Пока преждевременно о них говорить, но мы будет над этим работать.
Комментируя просьбу Турции к НАТО разместить на ее территории ракеты «пэтриот», мотивируя это обострением напряженности на турецко-сирийской границе, Путин сказал:
- Системы «пэтриот» не самые лучшие системы в мире. Мы понимаем озабоченность Турции своей безопасностью. Но как говорится, если в начале пьесы на стене висит ружье, то в конце оно обязательно должно выстрелить. Зачем нам лишняя стрельба на границе? Мы не адвокаты Сирии, мы озабочены тем, что будет в будущем. Мы будем работать вместе со всем мировым сообществом над разрешением этой проблемы.
Что касается экономического сотрудничества России и Турции, то Владимир Путин оценил его очень высоко.
- Мы приехали в дружественную страну, - сказал он. - Россия занимает второе место среди торгово-экономических партнеров Турции. В этом году наш товарооборот вырос на 14 процентов, и мы ставим перед собой задачу в ближайшие годы достичь 100 миллиардов долларов торгового оборота. Большая сфера сотрудничества - энергетика, и мы не ограничиваемся только углеводородами. Мы благодарны нашим турецким друзьям по «южному потоку», который начнет строиться через несколько дней. Очень большая инвестиция будет сделана российской стороной в строительство атомной станции в Турции - около 20 миллиардов долларов.
Российская и турецкая стороны подписали одиннадцать докуметов, среди которых был меморандум о сотрудничестве между Сбербанком и турецким Экспортно-кредитным банком. По этому документу банки направят на поддержку российско-турецких товарных потоков миллиард долларов в течении трех лет. Сторонами был подписан меморандум о намерениях в совместной борьбе с финансами полученными преступным путем, среднесрочная программа по экономическому сотрудничеству двух держав.
Когда Кириенко подписывал совместное заявление о подготовке строительства атомной электростанции «Аккую», про которую говорил президент, он так лихо поставил автограф на документе в красной папке, что сидевший рядом за столом Путин даже нагнулся посмотреть, что такое получилось у главы «Росатома».