Депутаты Госдумы и члены Общественной палаты в едином порыве решили приучать чиновников родину любить. Точнее даже не саму родину, а то, что она производит. Речь идет о товарах отечественного происхождения, за которыми на законодательном уровне планируется закрепить преимущество над импортными при закупках для нужд государственных ведомств.
Как сообщил "Известиям" один из авторов этой инициативы, вице-спикер Госдумы от "Единой России" Сергей Железняк, смысл идеи "сделать так, чтобы сама вероятность приобретения импортного аналога при наличии отечественного была бы неприемлемой". Нюансы законопроекта планируется обсудить с экспертным сообществом в середине декабря, пока же идея сводится к довольно незатейливому решению – не допускать иностранцев к тендеру, если такой же товар производится в России.
Депутатам вторят общественники. По мнению члена Общественной палаты России Сергея Маркова, чиновников надо приучать к отечественным товарам через прямое и непосредственное воздействие на их драгоценные тела. "Да, автомобили, например, у нас не очень хорошие. И дороги не очень хорошие. Так вот, чиновники должны своим задом чувствовать все недостатки российских автомобилей и дорог", — приводят "Известия" слова Маркова.
Мнение Сергея Маркова наверняка придется по душе рядовому россиянину. Другой член Общественной палаты Максим Григорьев тоже считает, что воздействовать тут нужно не на рынок, а на самих чиновников. Чиновники мало того, что могут помочь тем или иным импортерам победить в тендере, так еще и наверняка не знают, что "такое же только с перламутровыми пуговицами" давно производится в России! "Большой проблемой является то, что люди просто не представляют, какие продукты, системы, какое оборудование производится в России. Отсюда возникает пессимизм, мысль, что всё делается только в других странах", — говорит Григорьев.
Допустим, что это так. Допустим, что чиновники действительно не знают о замечательных отечественных аналогах той продукции, которые они заказывают на благо ведомства, и надо нашим мануфактурщикам только чуток помочь законом. А там, глядишь – поедут министерские чины на свои совещания на "Ладах Приорах", в костюмах фабрики "Большевичка" на плечах, часах "Полет" на руках и туфлях фабрики "Скороход" на ногах.
Однако нарисованная картинка уж слишком отдает фантастикой. И даже не потому, что государевых служивых невозможно заставить пойти на такое. А потому, что в этом случае некоторые наши производители попросту махнут рукой на качество своих изделий, — ведь если и так покупают, то зачем делать лучше?
Это мнение подтверждает и экс-глава управления по контролю за размещением госзаказа ФАС Михаил Евраев, слова которого также приводят "Известия". "Закрытость ведет к отсутствию конкуренции и, как следствие, низкому качеству и высоким ценам, — заявляет он. — У нас преференция по цене в 15%, которая действует для российских товаров. Этого более чем достаточно. Если российская компания не может выигрывать торги с таким ценовым преимуществом, значит, эта компания просто неэффективная, ей надо работать над собой".
К тому же бывший чиновник особо отмечает, что на данный момент не существует механизмов, которые бы устанавливали, что считать аналогом той или иной продукции. В качестве примера можно привести авторское право, где стоит в песне поменять пару нот, и уже можно использовать знаменитую, но чуть-чуть "доработанную" композицию без боязни преследования со стороны правообладателя.
Идея отучить чиновников пользоваться импортом не нова для истории современной России. В свою премьерскую бытность Борис Немцов уже предпринимал попытки пересадить государевых мужей на отечественные "Волги". Идея, правда, провалилась, потому что Борис Ельцин на "Волгу" пересесть отказался, а у нас все-таки принято равняться на первого.
Но некоторые дальновидные чиновники, на всякий случай, подготовились и заказали себе особые "Волги". После того, как идея не прижилась, на вторичном авторынке можно было найти объявления о продаже "Волги", в которой от отечественного седана был лишь кузов, а двигатель, подвеска и остальные узлы были позаимствованы у баварского автомобиля представительского класса.
Недавно к этой идее тоже возвращались. Замглавы Минэкономразвития Михаил Осеевский в марте этого года выступал с инициативой пересадить всех чиновников, кроме первых лиц, на автомобили, произведенные на территории России. Правда, к таким были причислены и модели иностранных брендов, собираемых в нашей стране, а посему сильно в комфорте государственные служащие не пострадали бы. Но даже с учетом таких поправок о предложении министерства вскоре забыли. Смею думать, что подобная участь постигнет и свежую инициативу о госзакупках. Источник: vesti.ru.
Рейтинг публикации:
|