РБК daily удалось ознакомиться с планом действий властей, направленных на адаптацию отдельных отраслей экономики к условиям ВТО. До конца года правительство должно доработать решение десяти вопросов, но по некоторым направлениям сроки могут быть сорваны. Чиновники оправдываются тем, что план является «динамичным»
Последний план адаптации экономики России к условиям ВТО, рассмотренный 18 октября на заседании правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции, возглавляемой первым вице-премьером Игорем Шуваловым, включает более 60 пунктов. Сроки по ряду поручений растягиваются до 2013 года, однако довольно большая часть из них должна была быть выполнена еще летом текущего года. Согласно отчету о ходе исполнения плана, по состоянию на 15 октября 2012 года многие поручения не были исполнены.
К примеру, не были подготовлены предложения о внесении в ряд законов изменений, необходимых для приведения российской системы поддержки экспорта в соответствие с правилами ВТО, а также не были выполнены организация мониторинга программ субсидирования основными торговыми партнерами России чувствительных товаров и выявление возможного демпинга в отношении этих товаров. По данным поручениям сроки истекли в октябре и сентябре соответственно. Также пока затягивается работа по повышению квалификации (стажировке) 400 федеральных служащих в области торговой политики и правил ВТО.
Впрочем, в Минэкономразвития как в одном из ответственных за выполнение плана ведомств поясняют, что план адаптации «с самого начала готовился как постоянно обновляемый документ, из которого исключаются выполненные пункты, но вводятся новые».
«Из приведенных пунктов все выполняются. В частности, подготовлены поправки в законодательство Таможенного союза с целью ускорения введения защитных мер. Идет обучение госслужащих — в общей сложности более 150. Ведутся консультации по мелованной бумаге. Мониторинг ввоза чувствительных товаров пока неожиданных результатов не дал, и повода для введения дополнительных мер зашиты рынков нет. Таким образом, заметного изменения торговли из-за ВТО не произошло», — говорит директор департамента торговых переговоров министерства Максим Медведков.
В Минпромторге в качестве аргументов приводят похожие доводы. «План действий правительства является динамичным, он поддается изменениям, но большая часть поручений выполнена», — утверждает источник в министерстве. Ведомство в числе прочих должно было еще до лета принять меры по обеспечению закупок и подготовить предложения по субсидированию российских производителей автомобилей, продающих продукцию с дисконтом (или на льготных условиях), а также до осени представить список товаров, в отношении которых устанавливается запрет на закупки для госнужд.
Всего до конца года предполагается закончить работы по десяти направлениям — разработке механизмов субсидирования российских производителей автомобилей и самолетов, поддержке экспорта и косвенной помощи производителям сельхоз- и спецтехники, обеспечению госзакупок автомобильной техники (производимой на едином экономическом пространстве), инвентаризации техрегламентов и др. Однако некоторые из пунктов требуют значительных доработок. Пока до конца также не решен вопрос поддержки сельхозпроизводителей. «Дело в том, что напрямую по правилам ВТО мы их поддерживать не можем. Мы можем оказать поддержку производителям техники. Но каким именно может быть механизм, пока к единому мнению не пришли. Есть, к примеру, механизм лизинга, но тогда мы должны применять его и по отношению к закупаемой иностранной технике», — объясняет глава комитета Госдумы по экономической политике Игорь Руденский. По его словам, сейчас также разрабатывается механизм поддержки экспорта, решается вопрос по поддержке моногородов. В целом на «помощь» «страдающим» от присоединения к ВТО отраслям (предприятия авиа- и судостроения, автопром, сельхозмашиностроение, легкопром) на 2013—2015 годы в бюджете заложено около 40 млрд руб. Еще 5 млрд руб. будет выделяться ежегодно на дополнительную поддержку.
Проблемы наблюдаются и с темпами инвентаризации техрегламентов и гармонизации требований к продукции с международными нормами, говорит директор по корпоративным отношениям Unilever Ирина Бахтина. «Действующие вертикальные техрегламенты приняты далеко не для всех видов продукции, горизонтальные же не могут объять необъятное. Те же самые нормы СанПиН, многие из которых принимались в СССР, успешно перекочевали в регламенты, в ряде случаев морально устарели. К примеру, микробиологические требования к чайному сырью (а оно все импортируемое) у нас ровно в 1000 раз жестче, чем во всем мире», — поясняет она.
То, что большая часть плана адаптации включает в себя введение субсидий, может только навредить экономике, уверена профессор РЭШ Наталья Волчкова. «Мы продолжаем поддерживать тех, кто показывает свою неэффективность. А меры адаптации должны быть связаны с социальной политикой», — считает она. Слова эксперта отчасти подтверждаются реакцией Запада. Так, 26 ноября Европейский суд обратился в ВТО с жалобами на ряд протекционистских мер, предпринятых российским правительством. В частности, речь идет о запрете на импорт из стран ЕС крупного и мелкого рогатого скота и введение утилизационного сбора на ввозимые в страну и произведенные на ее территории транспортные средства.
Источник: tks.ru.
Рейтинг публикации:
|