«Чиновники, которые отвечают за партийные финансы, вынуждены продавать за деньги доступ к разного рода услугам. Это зачастую коррупцией не является, но выглядит как коррупция», - говорит правозащитник.
Лоббизм ее величества
Согласно действующему законодательству, предвыборные бюджеты лейбористов, консерваторов и либерал-демократов формируются из частных пожертвований. Крупные фирмы, имеющие свои интересы в правительстве, договариваются с ведущими партиями и предоставляют им финансирование в обмен на «продавливание» нужных решений.
В последние два года правозащитники и некоторые представители лейбористов настаивают на ограничении максимального объема пожертвований в бюджеты партий. Это приведет к сокращению средств на предвыборные кампании. Чтобы позволить партиям остаться на плаву, государство возместит им «потерянные» деньги после выборов. Выплаты из бюджета позволят парламентариям избежать влияния лоббистов, считают правозащитники.
Спор об объемах
Сэр Кристофер Келли предлагает ограничить предвыборные пожертвования в бюджеты партий 10 тыс фунтов стерлингов ($15 тыс). Однако консерваторы и примкнувшие к ним либерал-демократы предлагают ограничить пожертвования суммой в 50 тыс фунтов стерлингов ($75 тыс) и не хотят идти на компромиссы.
Отсутствие четко прописанных норма может привести к дальнейшему расшатыванию системы. «Скандалы разрушительно влияют на имидж всех партий», - констатирует Келли.
За пригоршню фунтов
Охота за деньгами для партии часто приводила к отставке британских политиков. Последний громкий скандал разразился весной 2012 года вокруг фигуры финансиста консерваторов Питера Круддаса.
Опытный банкир попался на продаже встреч с ведущими политиками Великобритании. Он предлагал бизнесменам побеседовать с Дэвидом Кэмероном за 250 тыс фунтов стерлингов ($397 тыс). Разговор с министром финансов Джорджем Осборном стоил значительно дешевле: Круддас был готов организовать встречу с ним всего за 100 тыс фунтов ($159 тыс).
Журналисты The Sunday Times засняли переговоры о «доступе к телу» на видео. Соратник Кэмерона счел за благо не устраивать судебного процесса и подал в отставку. Обсуждение скандала в парламенте нанесло большой урон репутации консерваторов и положило начало большой дискуссии о лоббизме в британском обществе.