МОСКВА (Рейтер) - Власти РФ определились с управлением энергосетевым комплексом страны, решив отдать госдолю в магистральном операторе сетей ФСК в капитал объединяющего распредсети Холдинга МРСК и создав управляющую компанию с активами стоимостью свыше $20 миллиардов.
Решение технически отложит "пилотную" приватизацию МРСК, ранее намеченную на первый квартал 2013 года, считают эксперты.
Министерство энергетики подготовило указ о создании управляющей компании энергосетями, выбрав за основу Холдинг МРСК, который сейчас существует как холдинговая структура, владеющая 11 операционными МРСК, рассказали Рейтер источники в отрасли. Государству предлагается передать в капитал холдинга через допэмиссию 79,55-процентную долю в ФСК, сказал один из них.
Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков подтвердил Рейтер, что указ внесен. Речь в нем не идет о каком-либо поглощении, а о создании единой управляющей компании, добавил он.
Исполнительный директор Холдинга МРСК Андрей Муров сказал Рейтер, что компания ожидает выхода указа в течение ноября, отказавшись комментировать детали. По его словам, график сделки готовит министерство энергетики и точных дат пока нет.
"Это процесс длительный, требующий в том числе проведения собраний акционеров. Даже исходя из самых быстрых сроков (корпоративных процедур) вряд ли его завершение возможно ранее лета 2013 года", - сказал он, не став говорить, отложит ли этот процесс старт приватизации.
Власти РФ стали думать над формой управления энергосетями после того, как спецхолдинг Роснефтегаз, претендовавший на приобретение ряда энергоактивов под руководством бывшего вице-премьера Игоря Сечина, проиграл битву за слияние ФСК и МРСК на его базе.
Источники в отрасли говорили Рейтер, что правительство обсуждает два варианта создания управляющей компании энергосетевым комплексом - либо на основе ФСК с передачей ей госпакета распредсетевого холдинга или наоборот.
Сечин весной, до ухода из правительства в Роснефть, инициировал передачу распределительно-сетевого Холдинга МРСК в управление ФСК ради создания нового гиганта - "единой национальной сетевой компании". Он предлагал объединить компании на основе государственного спецхолдинга Роснефтегаз, который он возглавил по возвращении Путина в Кремль на третий срок.
Холдинг перешел летом в управление ФСК, но дорогостоящий вариант слияния монополий власти отмели, решив создать специальную единую управляющую компанию.
ОАО "РОССИЙСКИЕ СЕТИ"
После передачи госдоли обе компании сохранят операционную самостоятельность, а Холдинг МРСК планируется переименовать в ОАО "Российские сети", которое будет управлять всем комплексом, сказал один из источников.
После реформы электроэнергетики, завершившейся в середине 2008 года распродажей генерации и разделением РАО ЕЭС на производство, транспорт и сбыт электроэнергии, сети остались за государством. ФСК получила все магистральные сети единой энергосистемы напряжением выше 220 киловольт, а Холдинг МРСК - распределительные сети от 220 киловольт и ниже.
При этом ФСК управляла МРСК до середины 2008 года, когда окончилась реформа, и была не против продлить срок управления. Но Холдинг МРСК был отпущен в свободное плавание.
Для передачи госпакета ФСК холдингу придется провести допэмиссию в объеме, равном четырем уставным капиталам компании, подсчитали аналитики ВТБ Капитал. РФ по преимущественному праву выкупит часть допэмиссии, заплатив госдолей ФСК. После этого госпакет в Холдинге МРСК вырастет до 80-86 процентов с текущих 54,5 процента, оценивают они. По данным RMG, государство может увеличить долю в холдинге до 86-88 процентов.
По мнению ВТБ Капитал, для обмена бумаги ФСК будут оценены выше среднерыночной цены за шесть месяцев на 6,5 процента, а холдинга - на 1,4 процента меньше. Сам процесс допэмиссии затянется до середины следующего года.
В RMG полагают, что если коэффициент будет ориентирован на рыночные цены, это не приведет к какой-либо выгоде для любой из сторон сделки.
НЕ ХУДШИЙ ВАРИАНТ
Миноритарии холдинга МРСК и входящих в него компаний были против даже передачи его в управление другой сетевой монополии, не увидев в этой идее экономического смысла, ясной позиции государства в вопросе о судьбе всех распредсетевых компаний, а также прочили перетягивание одеяла в пользу ФСК.
Президент Владимир Путин, принимая в октябре решение о создании единой сетевой управляющей компании, обещал защиту интересам миноритариев и отсутствие поспешных действий.
По словам источника, знакомого с ходом обсуждения, создание управляющей компании стало компромиссом между нежеланием правительства отдавать сетевые гиганты в вотчину Сечина и попыткой, одобренной ранее Путиным, собрать энергоактивы в Роснефтегаз.
Идеальной победой правительства над идеей Сечина было бы сохранение существующей конструкции, добавил он.
Оставить все как есть, сосредоточившись на оптимизации расходов энергосетевых компаний и постепенной приватизации, было бы оптимальным вариантом, считает аналитик Deutsche Bank Дмитрий Булгаков. Другие варианты - лишь вариации несостоявшегося слияния, которое приведет к созданию неповоротливого и неэффективного монстра.
"Создание единой управляющей компании по сути означает укрупнение сектора, а не децентрализацию. Я считаю, что любое объединение в общем-то непохожих бизнесов не оптимально... Вне зависимости от вариантов слияния, государство создает гиганта, который будет, на мой взгляд, хуже управляем - менее прозрачен, с ростом практически вдвое инвестпрограммы (за счет объединения). Объединение также приведет к исчезновению некой конкуренции между управленческими командами ФСК и Холдинга (за тарифный "пирог" и прочее)", - сказал аналитик.
Он напомнил, что ФСК - инфраструктурная компания, работающая на сетях высокого напряжения, МРСК больше работает с конечным потребителем, занимается подключениями малого и среднего бизнеса, должна понимать региональную специфику и работать в регионах.
По мнению Булгакова, передача госпакета ФСК может притормозить приватизацию отдельных МРСК, поскольку только корпоративные процедуры по объединению обычно занимают около девяти месяцев:
"В случае консолидации приватизационные мероприятия могут отойти на второй план. А мы именно в приватизации МРСК видим резервы улучшения операционной деятельности сетевого комплекса. Если все активы сложить в одну корзинку, то применение бенчмаркинга, выделения лучших результатов и подтягивание отстающих будет сделать гораздо сложнее".
В российской действительности укрупнение часто приводит к замедлению операционных процессов и росту бюрократизма, добавил аналитик.
"Самое хорошее было бы, чтобы ФСК и МРСК существовали отдельно. - Соглашается глава совета директоров инвестфонда EOS Russia, владеющего долями в ряде МРСК, Сеппо Ремес. - Но из других предлагавшихся вариантов этот более логичный - не придется создавать еще одну надстройку - холдинг уже управляющая компания".
Он называет эту новость, как минимум, не отрицательной для миноритариев холдинга и даже позитивной для отдельных МРСК. Однако считает, что для акционеров ФСК она негативна, поскольку затрудняет понимание управленческих процессов и инвестиций.
Ремес надеется, что, хотя старт распродажи МРСК очевидно будет отложен с первого квартала следующего года, власти смогут подготовить приватизацию параллельно с созданием управляющей компании.
Наиболее привлекательны сейчас для инвесторов региональные МРСК, такие как МРСК Центра и Приволжья и МРСК Волги, полагают аналитики банка Уралсиб.
"В их случае риски, связанные с реструктуризацией, ниже, а шансы на приватизацию - сравнительно высокие", - заключают они.
Представители Минэнерго РФ, ФСК и МРСК хранят молчание относительно структуры сделки. Источник: ru.reuters.com.
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Эксперт
публикаций 0
комментариев 238
Рейтинг поста:
Ошибка в тексте. ФСК - сети 220 кВ и выше. МРСК - сети 110 кВ и ниже. При этом у МРСК есть отдельные объекты 220 кВ - ЛЭП 220 кВ и ПС 220 кВ.
"Создание единой управляющей компании по сути означает укрупнение сектора, а не децентрализацию. Я считаю, что любое объединение в общем-то непохожих бизнесов не оптимально... Вне зависимости от вариантов слияния, государство создает гиганта, который будет, на мой взгляд, хуже управляем - менее прозрачен, с ростом практически вдвое инвестпрограммы (за счет объединения). Объединение также приведет к исчезновению некой конкуренции между управленческими командами ФСК и Холдинга (за тарифный "пирог" и прочее)", - сказал аналитик.
Т.к. сам участвовал в реформе РАО ЕЭС в качестве эксперта (в том числе в рабочих группах еще до его разделения, когда определялось на какие бизнесы будет разделено РАО), а затем много лет работал в Системном операторе, то могу сказать, что это чушь несусветная. Рейтерс нашли либерального "аналитика", который скажет "правильно".
Отвечаю "аналитику".
1. Бизнесы не просто похожи - они одинаковы.
2. Объединенная сетевая компания будет совершенно прозрачна. Т.к. непрозрачность при определении тарифов на передачу как раз и была из-за того, что каждая компания тянула одеяло на себя, стараясь заработать максимальный тариф. При этом специалистам ФСТ и Минэнерго зачастую преподносилось, что обслуживание сетей 110 кВ и ниже и 220 кВ и выше имеет свои особенности. Теперь этого точно не будет. И тариф на передачу будет обоснован на основании единой методики.
3. Управляемость зависит не от величины, а от того насколько грамотно спроектирована оргструктура компании. И так называемый "аналитик" почему-то ничего не говорит про транснациональные корпорации, которые значительно крупнее объединенной сетевой компании.
4. Конкуренции между МРСК и ФСК не было и не могло быть! Т.к. управляют они, пусть и сопряженными, но разными имущественными комплексами. При этом протяженность сетей МРСК в десятки раз больше протяженности сетей ФСК! Кроме того сеть ФСК - системообразующая, надежная и бесперебойная работа которой, обеспечивает так называемую "системную надежность".
5. Объединение сетевых компаний - это совершенно правильный и логичный шаг государства. Сети под контролем государства - это его суверенитет. Никакой приватизации сетевого комплекса не должно быть в принципе! Могут быть и есть небольшие частные сетевые компании. Но они погоды не делают. Привожу пример. Кто владеет нефтяной трубой? Государственная компания Транснефть. Т.е. поставщики и потребители могут быть как частными, так и государственными. А труба - государственная. Представьте, что могло бы быть если бы трубой владела иностранная компания, которая в период накала белоленточного движения взяла бы и под надуманным предлогом (для аварийных каких-нибудь работ) ее перекрыла. И экономика и люди остались бы без топлива. Пока бы ФСБ разобралось поднялся бы вой о недееспособности Президента и Правительства. И тогда неизвестно чем бы все закончилось. Сетевой комплекс - такая же труба! И он должен быть в руках государства!
И наше руководство это прекрасно понимает. Так в ходе разделения РАО ЕЭС на виды деятельности первым был выделен вид деятельности под названием "Оперативно-диспетчерское" управление - был создан Системный оператор, который на 100 % находится в собственности государства и согласно распоряжению Правительства напрямую подчиняется Премьер-министру (правда это распоряжение появилось, если я не ошибаюсь, в 2010 г.) Т.е. управление энергосистемой с самого начала разделения РАО было под полным контролем государства.
Правильной дорогой идем, товарищи! :)