Невыполнимая тринадцатая статья

США нарушают статью XIII Договора о СНВ сотрудничеством с Великобританией в ракетной области

2012-08-31 / Мидыхат Петрович Вильданов - генерал-майор, кандидат военных наук, профессор Академии военных наук, заслуженный военный специалист РФ.

сша, снв, вооружение, великобритания / Британские подводные лодки держат курс в океан. Фото с официального сайта Министерства обороны Великобритании
Британские подводные лодки держат курс в океан.
Фото с официального сайта Министерства обороны Великобритании

 

 

Результаты анализа выполнения Договора о СНВ показывают, что американская сторона, осуществляя незаявленное сотрудничество в области СНВ с Великобританией, нарушает требования статьи ХIII Договора. Так, в статье определено: «Стороны не передают третьим сторонам стратегические наступательные вооружения, подпадающие под действие настоящего Договора. Стороны проводят консультации в рамках Двусторонней консультативной комиссии для разрешения любых неясных моментов, которые могут возникнуть в этом отношении.

 

Настоящее положение не распространяется на какую бы то ни было существующую на момент подписания (выделено автором) настоящего Договора практику сотрудничества, включая обязательства в области стратегических наступательных вооружений между одной из Сторон и третьим государством».

 

Cогласованного с российской стороной Заявления о сотрудничестве США с Великобританией в области СНВ на момент подписания Договора о СНВ не было и в настоящее время не существует. Уместно напомнить, что сотрудничество государств в области СНВ ведется с декабря 1994 года, когда первая британская ПЛАРБ «Вэнгард» вышла на боевое патрулирование, то есть после подписания в 1991 году Договора о СНВ-1. По умолчанию американцы продолжают заниматься передачей БРПЛ «Трайдент-2» и их всесторонним сервисным обслуживанием, что не соответствует требованиям статьи ХIII.

Однако выявлено и новое нарушение этой статьи, которое заключается в том, что на момент подписания Договора о СНВ (8 апреля 2010 года) российская сторона не информировалась о какой-либо практике участия США в программе Successor («Преемник») по созданию новой британской ПЛАРБ с разработкой универсального ракетного отсека (Сommon Мissile Сompartment – CMC) для ракет «Трайдент-2». Выяснилось также, что американская сторона в лице корпорации «Джененерал Дайнэмикс», участвуя в этой программе с мая 2012 года, то есть после подписания Договора о СНВ, вновь нарушила требования статьи ХIII.

 

Эти выводы подтверждаются аргументами, которые отражают личную позицию автора. При этом потребовалось провести анализ участия американцев в реализации планов строительства британских СЯС.

ОТ ПЕРЕСТАНОВКИ МЕСТ СЛАГАЕМЫХ СУММА НЕ МЕНЯЕТСЯ

Военно-политическое руководство Великобритании при разработке планов строительства СЯС руководствуется положениями Белой книги («Оценка состояния и перспектив развития стратегических ядерных сил Великобритании на долгосрочный период»). В документе отмечается, что «СЯС Великобритании предназначены для сдерживания агрессора от нанесения ущерба британским интересам и усиления эффективности воздействия союзных ядерных сил, что укрепит безопасность страны и ее союзников по НАТО» (выделено автором).

 

Как известно, СЯС Великобритании представлены эскадрой подводных лодок, в составе которой находятся четыре ПЛАРБ типа «Вэнгард», оснащенных американскими БРПЛ «Трайдент-2» (16 ПУ БРПЛ с РГЧ ИН, способных нести до восьми боеголовок мощностью 0,1–0,15 Мт, дальность стрельбы 9000 км).

 

Реальное количество загруженных ракет – 12, число боеголовок на ракетах ПЛАРБ, ведущих боевое патрулирование, составляет не более четырех единиц.

 

Особенностью группировки британских СЯС является наличие трех комплектов вооружения на четыре лодки. Очевидная цель – обеспечить возможность наращивания боевых возможностей СЯС при осложнении военно-политической обстановки в мире, сохранить эксплуатационный ресурс ПЛАРБ, ракет и головных частей. При необходимости поставки американских ракет будут обеспечены, боеголовки – британские, а ПЛАРБ находится в готовности к их приему.

 

Некомплект ракет, боеголовок и манипуляцию с их количеством на британских ПЛАРБ некоторые российские и зарубежные политики считают инициативами военно-политического руководства Великобритании, направленных якобы на поддержку ядерного разоружения. К ним относятся:

 

– заявления о минимальном ядерном сдерживании;

– демонстрация признания роли Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО);

– призывы к скорейшему вступлению в силу Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ);

– соблюдение Режима контроля за ракетными технологиями (РКРТ);

– намерения о сокращении количества ПЛАРБ, оперативно-развернутых пусковых установок на каждой лодке до восьми, боеголовок – до 40;

– проведение дискуссий между партиями о направлениях модернизации ПЛАРБ с целью сокращения боевого состава СЯС и расходов в условиях финансового кризиса;

– предложения по реализации оперативных и организационно-технических мер по ненацеливанию ракет ядерных держав;

– взаимное оповещение государств о планируемых пусках ракет и другое.

 

Отдельные российские политики усматривают даже намерения Великобритании подключиться к договорным процессам по сокращению СНВ и придумывают возможные уровни сокращений для британских лодок, ракет и боеголовок.

 

Фактически же сотрудничество США и Великобритании направлено на создание условий для наращивания боевых возможностей британских СЯС с целью компенсации сокращения СНВ США в связи с выполнением последними своих договорных обязательств. Известно также, что американские БРПЛ «Трайдент-2» и британские ПЛАРБ отличаются высокими тактико-техническими характеристиками, а ракета прошла летно-конструкторские испытания с 12 боевыми блоками. Поскольку значение термина «сотрудничество» в Главе первой («Термины и определения») Протокола к Договору о СНВ не определено, то американцы осуществляют с Великобританией различные виды незаявленного сотрудничества. Среди них:

 

– согласование объектов поражения вероятного противника и оперативных планов применения ядерных сил;

– разработка и согласование руководящих, эксплуатационно-технических и боевых документов;

– обучение британских специалистов и экипажей ПЛАРБ;

– обмен информацией о состоянии и перспективах развития ракетно-ядерных программ ведущих зарубежных государств;

– поддержание и развитие объектов системы боевого управления и связи, находящихся в Великобритании;

– планирование и совместное участие ядерных сил в различных мероприятиях оперативной и боевой подготовки;

– унификация форм и способов боевого применения ядерных сил;

– откомандирование американских специалистов для проведения автономных и комплексных испытаний и «стыковок» различных систем американских БРПЛ с британскими ядерными боеголовками и ПЛАРБ;

– проведение контрольно-боевых пусков ракет с британских ПЛАРБ на Восточном ракетном полигоне США.

 

Безусловно, здесь приведен далеко не полный перечень направлений сотрудничества США и Великобритании, которые должны квалифицироваться как нарушения Договора о СНВ, однако российские чиновники этого не делают.

 

Что касается сотрудничества США и Великобритании в реализации планов строительства британских СЯС, то в Белой книге определено: «Правительство решило участвовать в американской программе продления срока эксплуатации ракет «Трайдент-2», что позволит сохранить эти ракеты на вооружении британских ядерных сил до начала 2040 годов. Будет продолжено сотрудничество с США по обслуживанию этих БРПЛ на американской ВМБ Кингс-Бей. США гарантируют, что любые ракетные системы, разрабатываемые на замену «Трайдент-2», будут совместимы с системой боевого управления пуском новых британских ПЛАРБ или могут быть дооборудованы. Решение по замене или модернизации боеголовок должен принять британский парламент».

Таким образом, даже в концептуальном документе другого государства предусматривается участие США в программах модернизации британских СЯС, что представляет собой запланированное нарушение Договора о СНВ.

 

Резонным является вопрос, учитывались ли тенденциозные положения этого документа при разработке, подписании и ратификации Договора о СНВ в Госдуме РФ? Почему оказалась незамеченной ущербность для нас пункта 7 раздела II Протокола к Договору: «Уведомление, предоставляемое не позднее, чем через пять дней после завершения передачи БРПЛ третьему государству или получения БРПЛ от третьего государства в соответствии с существующей практикой сотрудничества». Почему в Договоре о СНВ не определен перечень третьих государств и сколько их может быть? Представляется абсурдным, что Россия будет передавать ракеты «Булава» какому-то третьему государству. Явно пункт 7 включен в угоду американцам, и речь идет о сотрудничестве США и Великобритании по передаче-приему БРПЛ «Трайдент-2» в интересах поддержания боеготовности и строительства британских СЯС. Кстати, почему уведомления должны предоставляться после завершения передачи ракет, а не до того?

ОТСЕКИ ДЛЯ БРИТАНСКИХ СУБМАРИН

Анализ зарубежных и российских информационных материалов свидетельствует, что Министерство обороны Великобритании кроме модернизации существующих ПЛАРБ типа «Вэнгард» приступило к проектированию ПЛАРБ нового поколения.

 

В статье консультанта ВМС Великобритании Ричарда Скотта («Министерство обороны Великобритании заключило начальные контракты по программе Successor), опубликованной в журнале HIS Jane’s Defense Weekly, 30 MAY 2012, S. 4, отмечается, что программа Successor предусматривает разработку трех-четырех новых ПЛАРБ, которые с 2028 года должны поступить на замену атомных подводных лодок типа «Вэнгард». Стоимость проекта постройки четырех лодок с учетом инфляции оценивается в 44 млрд. долл. Подчеркивается, что Министерство обороны Великобритании завершило выработку концепции и одобрило программу проектирования ПЛАРБ нового поколения в мае 2011 года.

 

В рамках специального проекта SEPP (Submarine Enterprise Performance Programme) заключены контракты с компаниями «БАЕ Системз мэритайм – сабмаринс», «Бэбкок» и «Роллс-Ройс». Интеграция компаний в этом проекте повысит эффективность взаимодействия Министерства обороны с подрядчиками, позволит сэкономить ресурсы, которые будут направлены на создание строительной базы ПЛАРБ, поддержку предприятий ВПК и создание более 1900 рабочих мест.

 

В статье акцентировано, что фирма «Роллс-Ройс» привлекается для разработки ядерного реактора нового поколения с улучшенными техническими характеристиками. Закладка головной лодки планируется в 2021 году со сроком принятия ее на вооружение в 2027 году.

 

В статье Ричарда Скотта знаковым является фрагмент заявления Министерства обороны Великобритании о реализации в британских ПЛАРБ программы США по разработке универсального ракетного отсека (8–12 шахт), в которых будут размещаться ракеты «Трайдент-2» с ядерной головной частью.

 

Подчеркивается, что ракетный отсек проектирует американская корпорация «Джененерал Дайнэмикс» с заданными габаритными параметрами для перспективных БРПЛ. При этом британские ПЛАРБ нового поколения, наряду с ракетными отсеками, будут унифицированы с американскими ПЛАРБ типа «Огайо», что позволит сэкономить ресурсы двух стран. Таким образом, США осуществляют с Великобританией незаявленное сотрудничество в проектировании атомных субмарин, а это также является нарушением Договора о СНВ.

 

Некоторые российские чиновники, эксперты и «мудрецы» выражают восхищение эффективностью американо-британского сотрудничества в области строительства морских стратегических ядерных сил, не замечая явных нарушений американцами статьи ХIII, которые наносят ущерб военной безопасности РФ.

ЯДЕРНЫЙ ТРЕУГОЛЬНИК

Результаты системного анализа выполнения американцами только одной статьи показывают, что ее нарушения создают американской стороне односторонние преимущества и значительное военно-техническое превосходство. Руководство Пентагона может безболезненно сокращать ядерные боезаряды до уровня 1550 боезарядов и ниже, поскольку осуществляется совместное ядерное планирование союзников под руководством Объединенного стратегического командования ВС США.

 

Руководство Великобритании и Франции, а также и Китая даже не думает подключаться к договорным процессам по сокращению СНВ. Вызывает озабоченность, что в ходе анализа информационных материалов всплывают различные формы скрытого сотрудничества США с Францией в области СНВ.

 

Осуществляется ядерное сотрудничество США с Великобританией и Францией (в перспективе) в рамках Стратегической концепции НАТО.

 

Прорабатываются подходы к проведению совместных НИОКР по унификации британских и французских ПЛАРБ, что позволило бы экономить финансовые и материальные средства. Предлагается приступить к разработке единого графика боевого патрулирования ПЛАРБ этих государств. Цель – создать совместную британско-французскую систему «постоянного сдерживания вероятных противников на море». Таким образом, в условиях развертывания ЕвроПРО формируется ядерный треугольник натовских союзников, при этом влияние Договора о СНВ на эти процессы незначительно. К сожалению, у России такие возможности отсутствуют, поскольку нет ядерных союзников.

 

Что касается «неясных моментов» тринадцатой статьи, то они могут быть разрешены на сессиях Двусторонней консультативной комиссии в Женеве, что, однако, маловероятно.

 

Давно пора разобраться с выполнением американцами статьи ХIII в отношении сотрудничества в области СНВ с другим «третьим» государством, например с Францией. С этой целью можно было бы предложить Госдепу и Пентагону США согласовать проект заявления следующего содержания: «Американская сторона не передает Франции стратегические наступательные вооружения, подпадающие под действие Договора о СНВ. На момент подписания Договора о СНВ американская сторона не имела практики сотрудничества с Францией, включая обязательства в области стратегических наступательных вооружений. Американская сторона заявляет, что до окончания срока действия Договора о СНВ не имеет намерений осуществлять практику сотрудничества в области СНВ с Францией».


Во внешнеполитических ведомствах РФ и США постоянно заявляют о принципах баланса, равных возможностях сторон, паритетности, прозрачности, открытости и транспарентности, на которых базируются положения Договора о СНВ. К сожалению, достоверность таких заявлений не подтверждается выводами из анализа, которые приведены в отношении статьи ХIII.