Минфин предлагает Госдуме принимать бюджет без обсуждения — путем ратификации. Такие поправки в Бюджетный кодекс обсуждались на заседании фракции «Единая Россия». Большинство депутатов выступили против. Но эксперты не исключают, что Минфин сможет убедить депутатов частично отказаться от своих прав, чтобы дать правительству оперативный простор для правки бюджета в условиях кризиса.
Минфин предложил депутатам «Единой России» внести поправки в Бюджетный кодекс, максимально упрощающие процедуру принятия трехлетнего бюджета, рассказали «Газете.Ru» трое депутатов фракции.
Сейчас проект бюджета вносится на рассмотрение депутатов правительством и проходит утверждение в трех чтениях: сначала одобряются его основные параметры, потом — доходные и расходные статьи. До 2005 года включительно бюджет принимался в четырех чтениях. Зато в последние годы появилось еще одно, неофициальное, так называемое нулевое чтение бюджета. В его ходе Минфин договаривается с правящей партией о ключевых параметрах документа, что лишает представителей оппозиции возможности значительно влиять на бюджет при его официальном рассмотрении. Теперь Минфин хочет и вовсе свести прохождение главного финансового документа в Госдуме к технической процедуре.
По замыслу чиновников, бюджет можно принимать так же, как сейчас Россия ратифицирует международные договоры. В этом случае Думе остается либо принять документ, либо отклонить его. Обсуждение возможно, но без последствий для текста законопроекта.
Это предложение стояло отдельным пунктом в повестке собрания фракции «Единой России» в понедельник, сообщил один из участников заседания. «Мы были вынуждены обсудить эту проблему наряду с приоритетными законопроектами, которые предстоит обсудить Госдуме в осеннюю сессию», — рассказал депутат.
Источник в Госдуме, близкий руководству нижней палаты, подтвердил, что это была инициатива Минфина. И понимания среди депутатов проправительственной фракции она не нашла. «Людей, которые поддержали бы ее, просто не было», — подчеркнул источник.
«Минфин считает бюджет своим кошельком, и ему не нравится, что законодательная власть вправе распоряжаться им, исходя из своего представления о прекрасном», — сообщил другой депутат, добавив, что похожие попытки исполнительная власть предпринимала и при предыдущем созыве Думы.
Глава комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров отказался комментировать итоги закрытого заседания фракции. Ранее Макаров не раз говорил о необходимости «усиления роли парламента» как на стадии принятия бюджета, так и на стадии его реализации — за счет усиления парламентского контроля. При обсуждении в третьем чтении проекта бюджета-2012—2014 в мае этого года Макаров заявлял: «Мы считаем, что должны быть внесены необходимые изменения в Бюджетный кодекс, которые позволят принимать следующий бюджет уже по новым правилам. Эти правила действительно включат контроль депутатов за эффективностью расходов каждого рубля из бюджета».
Пресс-служба Минфина в понедельник вечером была недоступна для комментариев.
В мире есть страны, где парламент только ратифицирует бюджет. Это парламентские республики, где министры могут быть членами парламента и где депутаты назначают правительство, рассказала депутат Госдумы от «Справедливой России», первый зампред комитета по бюджету и налогам Оксана Дмитриева.
«В нашей ситуации парламент не влияет на министров, мы их не назначаем. Единственный рычаг, который есть у нашего парламента, это контроль над бюджетом, возможность поменять любую цифру в бюджете», — пояснила Дмитриева.
Если Госдума потеряет право давать санкцию на расходование средств налогоплательщиков, это фактически будет означать изменение Конституции в части разделения полномочий между ветвями власти, уверена депутат-справоросс. Кроме того, напомнила Дмитриева, публичное рассмотрение бюджета — эффективный инструмент борьбы с коррупцией.
Если инициатива Минфина пройдет, бюджетный процесс превратится в фикцию, согласен с Дмитриевой партнер ФБК Игорь Николаев: «У нас и так в последние годы Госдума только штамповала бюджет, но какие-то поправки, корректировки вносились, что-то пытались делать. Но к этому шло дело — все эти нулевые чтения, переносы и сокращения сроков рассмотрения».
Впрочем, эксперт не исключил, что Минфин намеренно забрасывает более жесткую версию, чтобы позже провести компромиссный вариант: «Сначала испугать, чтобы потом любая уступка казалась депутатам победой».
Например, речь может идти о статье 212 Бюджетного кодекса, регламентирующей правку уже принятого бюджета. По действующему закону правительство обязано вносить в Госдуму предложение об изменении параметров бюджета, если поступления в него оказались на 10% ниже запланированных. Если доходы оказались на 10% выше прогноза и Минфин не внес поправки о том, как надо потратить дополнительные деньги, свои предложения на этот счет вправе делать любой из субъектов законодательной инициативы, в том числе каждый из депутатов. Если планка будет сдвинута, например, на уровень 20%, это даст значительную свободу действий правительству в условиях ожидаемого кризиса.
Источник: gazeta.ru.
Рейтинг публикации:
|