Возможность изменения политического решения о неучастии России во втором периоде Киотского протокола не обсуждается, поскольку заявленные выгоды от него иллюзорны, заявил РИА Новости советник президента РФ, специальный представитель президента по вопросам климата Александр Бедрицкий.
В четверг ряд СМИ сообщил, что Россия принципиально согласна участвовать во втором периоде Киотского протокола и готовит свою позицию к предстоящим переговорам. По данным источников, в ходе обсуждения возможной национальной цели по сокращению выбросов парниковых газов до 2020 года бизнесу удалось убедить власти изменить позицию и согласиться на второй период.
Ранее Россия наряду с Канадой и Японией неоднократно заявляла об отказе участвовать во втором периоде обязательств протокола, который должен начаться 1 января 2013 года.
"Было принято политическое решение на самом высоком уровне не участвовать России во втором периоде Киотского протокола, и это решение принималось потому, что Киотский протокол в том формате, в котором он существовал в первом периоде, давал слишком незначительный эффект для того, чтобы повлиять на рост глобальной температуры", - сказал РИА Новости Бедрицкий.
"Поскольку решение принималось президентом, на уровне президента это и должно решаться... Я не слышал ни от кого (о пересмотре позиции России по Киотскому протоколу - ред.). Мне об этом неизвестно. Мне известно о политическом решении, которое выполняется, оно абсолютно четко было заявлено, и никаких сомнений в его правильности просто не возникает", - добавил советник президента.
Бедрицкий неоднократно заявлял, что Киотский протокол неэффективен, в том числе, потому, что на страны, которые он охватывает, сегодня приходится лишь около трети мировых выбросов парниковых газов.
"О том, кому нужно политически затащить Россию во второй период Киотского протокола, - тут к гадалке ходить не надо, надо просто ситуацию знать, и все это понятно. Евросоюз фактически в одиночестве там остался", - сказал советник президента.
Киотские илюзии
Киотский протокол в его нынешнем виде, по мнению Бедрицкого, будет иметь "слабое региональное значение". Кроме того, по его словам, из-за того, что официально поправки к протоколу будут одобрены только на конференции в Дохе в конце 2012 года, "в официальных обязательствах в рамках протокола будет разрыв".
Киотский протокол, вступивший в силу в 2005 году, содержит количественные обязательства развитых стран по сокращению выбросов парниковых газов. Первый период обязательств по протоколу заканчивается 31 декабря 2012 года. Политическое решение о новом периоде соглашения страны приняли на конференции ООН в ЮАР в 2011 году, однако тогда не удалось определить его продолжительность и другие технические условия. Принять официальные поправки к протоколу стороны должны на конференции в Дохе (Катар) в ноябре-декабре.
Бедрицкий напомнил, что, по его мнению, в участии России во втором периоде протокола заинтересованы лишь отдельные компании.
"Есть интересы политические, глобальные, а есть интересы групповые, это интересы не промышленности, а нескольких, будем так говорить, компаний, их даже не десятки. Они питают иллюзии, что во втором периоде Киотского протокола они так же будут на европейском рынке продавать квоты и делать проекты. Но это иллюзии, Евросоюз не заинтересован в этой деятельности с нами", - подчеркнул советник президента.
По его словам, слабость обязательств, которые берет на себя ЕС, означает, что для их выполнения хватит предложения единиц сокращения выбросов от проектов в развивающихся странах в рамках Механизма чистого развития (CDM).
"На экономическом, на политическом, на уровне здравого смысла - здесь ничего нашим компаниям не светит", - отметил Бедрицкий.
Лучше у себя
При этом советник президента считает, что действительно целесообразным будет закрепление международных обязательств РФ на национальном уровне. В начале лета Бедрицкий выступил с инициативой обсуждения в правительстве внутреннего ограничения выбросов парниковых газов, к осени Минприроды подготовило проект соответствующего указа президента.
"На национальном уровне свои обязательства уже закрепили Китай, Мексика, Бразилия... Япония собирается то же самое делать. Надо сделать это и нам, во-первых, для того, чтобы политические решения не были пустыми декларациями, во-вторых, у нас другая грань этой проблемы уже получила фактически законодательную поддержку - это решения по энергоэффективности", - сказал Бедрицкий.
Действующая в РФ госпрограмма "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности", в частности, предполагает снижение энергоемкости ВВП на 40% к 2020 году.
Бедрицкий назвал заявления о том, что введение национальной цели будет "самоубийством" для экономики, "совершенной неправдой".
"Если мы будем вводить внутреннюю торговлю квотами, то надо смотреть, во-первых, в каких отраслях это делать... здесь не идет речь о всей промышленности сразу", - сказал он.
Посмотреть по сторонам
Советник президента отметил, что даже без участия в Киотском протоколе Россия сможет воспользоваться рыночными механизмами сокращения выбросов в рамках двусторонних и региональных соглашений. Бедрицкий привел пример Японии, которая, по его словам, уже предлагала РФ участвовать в "механизмах взаимодействия в реализации (подобных) проектов в промышленности" на двусторонней основе.
"Единственное условие, которое здесь требуется, - это четкие обязательства, потому что иначе нельзя будет вычислить квоты и их объемы. Во многих странах на национальном уровне "канкунские" обязательства утвердили. Если мы утвердим их у себя, у нас появляется возможность реализовывать с Японией такие проекты", - сказал Бедрицкий.
По его мнению, постепенно к этому процессу присоединятся и другие страны, в частности, Украина и Казахстан, а также США, если им удастся закрепить собственную цель по сокращению выбросов в 17% к 2020 году от уровней 2005 года на национальном уровне.
"Дальше, я полагаю, это просто будет де-факто расширяться, потому что есть объективная реальность. А то, что, допустим, мы войдем в Киотский протокол - теоретически если даже предположить такую возможность, то я очень сомневаюсь в том, что те, кто за это ратует, получат ожидаемое", - заключил Бедрицкий.
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
Россия отказалась от продолжения участия в так называемом Киотском протоколе.
Отказ Российской Федерации от возложения на себя последующих обязательств по Киотскому протоколу озвучил представитель МИД РФ Александр Лукашевич. Он, в частности, сказал:
«Российская Федерация считает неэффективным продление Киотского протокола в его нынешнем виде и не намерена брать на себя обязательства по снижению эмиссий парниковых газов в рамках так называемого второго периода обязательств Киотского протокола».
Это означает, что политика двойных стандартов в деле планетарной защиты окружающей среды окончательно зашла в тупик и Россия отныне в эти псевдоэкологические игры не играет. Либо ограничения по выбросу в атмосферу газообразных веществ, усугубляющих глобальный парниковый эффект, начнут планомерно и в строгом соответствии с международными обязательствами вводить у себя все основные «производители» этих газов, либо сами международные обязательства станут в известной мере фикцией. Да к тому же дополнительным и совершенно несправедливым обременением для добросовестных участников соглашений, будь то Киотский протокол или какие-то иные его институциональные преемники.
«Российская сторона нацелена на продолжение активного участия в климатическом переговорном процессе и взаимодействие со всеми заинтересованными сторонами в духе транспарентности, уважения интересов всех государств, коллективной ответственности и компромисса с целью наращивания успеха Дурбана (там в конце прошлого года состоялась всемирная конференция на тему дальнейшей судьбы Киотского протокола. – Файл-РФ) и скорейшей разработки нового юридически обязательного климатического режима», – подчеркнул Лукашевич.
До недавнего времени основное бремя экологически обусловленных ограничений, предписанных Киотским протоколом, несли на себе европейские страны и Япония (в несколько меньшей степени – Австралия и Канада). Индия и Китай с их чудовищными промышленными выбросами в атмосферу вообще под действие оного не подпадают, ибо входят в категорию развивающихся, а тот налагает ограничения лишь на развитые страны. США, будучи крупнейшим мировым загрязнителем, подписав протокол, ратифицировать его не спешили и не спешат, а скорее всего – не собираются вовсе.
Видя это, от участия в киотских соглашениях в прошлом году решили отказаться канадцы и японцы. Российские власти не форсировали «выход из протокола» лишь по причине демонстрируемой заинтересованности в таком участии со стороны некоторых крупных отечественных предприятий. У них имелась теоретическая возможность торговать с потенциальными зарубежными партнёрами квотами на выброс парниковых газов. Однако эта возможная выгода чем дальше, тем больше выглядела эфемерной.
Выступив против Киотского протокола в его нынешнем реальном воплощении, Россия фактически протягивает руку помощи Европейскому союзу, оказавшемся в ситуации «один с сошкой, остальные – с ложкой».
От масштабных ограничений экологического характера мировое сообщество, конечно же, не откажется. Но впредь над соглашениями по типу Киотского протокола все их участники должны будут работать гораздо добросовестней. А главное – впоследствии соблюдать взятые на себя обязательства.
Файл-РФ