Обязательным школьным предметом для всех российских четвероклассников с 1 сентября этого года стали основы религиозных культур и светской этики.
По мнению представителей различных религиозных конфессий, новый предмет способен сплотить общество, но при этом надо более серьезно подойти к подготовке педагогов и изданию учебников.
В феврале правительство России утвердило план мероприятий по введению с 2012-2013 учебного года курса «Основы религиозных культур и светской этики» во всех общеобразовательных учреждениях страны.
Дискуссии о том, целесообразно ли в светской школе вводить обязательный для всех учащихся предмет о религии, велись с начала 2000-х годов. Точку в спорах в июле 2009 года поставил президент Дмитрий Медведев. Он поддержал идею религиозных лидеров о преподавании основ религиозной культуры и светской этики в школах России и предложил провести эксперимент в ряде регионов. Проходивший в 21 регионе России в течение двух лет эксперимент был признан удачным, и новый курс введен по всей стране.
На выбор предлагаются курсы по основам традиционных для России религий - православия, ислама, иудаизма, буддизма. Кроме того, есть «модуль, знакомящий со всеми религиозными блоками», и основы светской этики.
По данным министерства образования и науки РФ, «Основы светской этики» выбрали 47% учащихся, «Основы православной культуры», - 28,7%, «Основы мировых религиозных культур» - 20,3%, «Основы исламской культуры» - 5,6%, «Основы буддистской культуры», - 1,2%, «Основы иудейской культуры» - 0,1%.
Ранее директор департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки РФ Елена Низиенко отмечала, что дальнейшая судьба курса будет известна после того, как будут подведены итоги преподавания в четвертом классе. По ее словам, вполне возможно, что этот курс будет включен в рамки предмета «Мировые художественные культуры» или других предметов, а может будет отдельным.
Преподавание в школах основ религиозных культур и светской этики, как показал двухлетний эксперимент по апробации предметов в ряде регионов России, будет не разделять, а, наоборот, сплачивать школу, семью и общество, считает заведующий сектором Основ православной культуры Синодального отдела религиозного образования и катехизации Русской православной церкви Герман Демидов.
Он полагает, что преподавать основы той или иной религиозной культуры российским школьникам должен ее носитель, а подготовленные к наступающему учебному году универсальные учителя - временная мера. По оценкам эксперта, также существует проблема преподавания одним учителем разных модулей. В новом учебном году подготовка учителей, по информации Демидова, будет продолжаться по всей стране уже по тем предметам, которые они будут преподавать в школах, и курсы предполагаются более длительные, например по 144 часа. Оптимальной же, по мнению эксперта, является подготовка учителя не менее 400 часов.
Что касается учебников, то в Русской православной церкви убеждены: «Использоваться в школах могут только учебники по религиозным культурам, прошедшие конфессиональную экспертизу в соответствующих религиозных организациях». Уже прошли апробацию в рамках эксперимента по преподаванию основ религиозных культур в ряде российских регионов учебник протодиакона Андрея Кураева (издательства «Просвещение») и новый учебник издательства «Дрофа», на котором будет стоять церковный гриф.
То, что новый школьный курс станет объединяющим началом для подрастающего поколения и всего российского общества, считают и представители Центрального духовного управления мусульман России и Координационного центра мусульман Северного Кавказа.
По словам первого зампредседателя Центрального духовного управления мусульман России, муфтия Москвы Альбира Крганова, к новому курсу больших нареканий нет, а положительный эффект есть серьезный - дети, обучаясь основам религиозных культур, волей-неволей вовлекают в этот процесс и родителей, представителей старшего поколения, которые могут иметь об этих вещах довольно смутное представление.
Вместе с тем, говоря о ситуации в школах, муфтии обращают внимание и на проблемы. Прежде всего, это необходимость совершенствования учебной базы и профессиональной подготовки учителей. В частности, по словам Крганова, необходимо подготовить один общий учебник и исключить ситуацию, когда в разных регионах дети готовятся по разным пособиям.
Кроме того, по его мнению, вместе с учебниками школьникам нужно обязательно выдавать наглядный материал, иллюстрированные тетради, поскольку совсем юным ученикам именно такая форма восприятия информации больше всего подходит.
Мусульманские духовные лидеры надеются и на более активное участие Минобрнауки РФ в подготовке квалифицированных кадров для преподавания основ исламской и других религиозных культур, поскольку, по их оценкам, не все учителя еще имеют необходимый багаж знаний в этой сфере. Со своей стороны, муфтии готовы оказывать содействие в усовершенствовании школьной программы по основам ислама, чтобы «эта дисциплина действительно стала фактором взаимопонимания школьников и взаимного сближения на данном этапе», передает РИА «Новости».
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 2509
Рейтинг поста:
Серьезные вопросы по текстам, могут возникнуть только у 0.0001% учеников, им по 10-11 лет. Я считаю, что если и учить добру, дружбе, справедливости то лучше это делать на примере наших старых мультиков и рассказов для детей Л.Толстого.
Серьезные вопросы в текстах и разделили религии на течения.
--------------------
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментария 544
Рейтинг поста:
2. а вот если у ребенка будут возникать серьезные вопросы по тексту священных книг (например, серьезные вопросы по старому завету - кто на них в школе будет отвечать)?
3. 4-ый класс - или уже поздно, или еще рано... поздно воспитывать мораль в ребенке - она должна воспитываться раньше на примере семьи и другими методами.. и рано вкладывать знания, требующие глубокого личного анализа - то есть выбора и самоопределения.
это не значит, что я категорически против... только вот очень часто в последнее время власти принимают решения с оговоркой "надо сейчас принять, а потом посмотрим как это будет работать и внесем коррективы"... на учебных процессах и на живых людях экспериментируют. я бы эти часы лучше математике и физике бы посвятил - порядок в уме выстраивают.
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
хорошо что школьники поймут что у всех религий общий нравственный знаменатель
хорошо бы чтоб это вдохновляло детей
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментария 83
Рейтинг поста:
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
Вы читать то умеете, вернее смысл прочитанного понимать? Где я написал, что развитие возможно без оного?
Речь шла о том, что родители выбрали именно светскую этику большинством. И в этом нет ничего плохого.
На мой взгляд самый лучший курс - это «Основы мировых религиозных культур», так как там должно быть сравнительное религиоведение, культура народов. И никому не обидно. Плюс расширяет кругозор, чем изучать только одну религию.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментария 83
Рейтинг поста:
Как мудро заметил ВВП- "Кто как обзывается, тот так и называется". Наша практика показывает, что это действительно так (это насчет идиотов).
Далее, неужели вы до сих пор думаете, что дальнейшее развитие человечества возможно без духовного роста? Наша задача дать человеку свободу с детства- свободу получать духовные дары. Эксперимент по свободу быть атеистом мы уже имеем. Вообще, как были убеждены и ученые, и религиозные филисофы, и философские духовные лидеры (имен не буду перечислять)- где-то далеко в будущем есть точка схождения и науки, и религии, и морали , и нраственности- начало начал..) Вот это надо иметь перед собой как стратегическую цель. А уж тактика будет вырабатываться по мере продвижения.
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
Надо признать, что родители, судя по всему, сделали правильный выбор, на мой взгляд.
Православие, ислам, иудаизм, буддизм вместе не набрали даже 40%
Абсолютное большинство за светскую этику и мировые религиозные культуры.
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
Хороший выбор. Я бы сам выбрал основы мировых религиозных культур. Сравнительное религиоведение - полезная штука, чем изучать какую-то одну религию.