Госдума планирует ратифицировать договор с США и Францией о сотрудничестве в области усыновления (удочерения) детей . Соглашение о взаимодействии в этой сфере Россия подписала с США 12 июля, с Францией — 18 ноября прошлого года. Аналогичное соглашение уже действует с Италией, напоминает ИТАР-ТАСС.
По числу усыновленных в РФ детей США занимает первое место, на втором месте — Италия, на третьем — Испания, на четвертом — Франция.
"Особенно остро проблема стоит в вопросах усыновления в США", — отметила первый замглавы комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Ольга Баталина (фракция "Единая Россия").
Сейчас "у нас нет ни одного международного документа в области защиты прав детей, который бы был одновременно ратифицирован и Россией, и США", отметила депутат. "Наша страна является участником Конвенции ООН о правах ребенка, а США — Гаагской конвенции о сотрудничестве в области международного усыновления, — напомнила она. — Это создало серьезный правовой вакуум, притом на территории США проживает, по разным оценкам, свыше 60 тысяч детей, усыновленных из России".
Вынесенные сегодня на рассмотрение палаты документы Баталина охарактеризовала как "одинаковые по своим целям, но, к сожалению, разные по заложенным в них механизмам реализации основных подходов". Так, по мнению депутата, соглашение с Францией полностью отвечает интересам российских детей. При подборе приемных родителей к ним будут предъявляться требования не только прохождения спецподготовки, но и знания культуры, семейной и социальной среды России. Сохраняя гражданство РФ, ребенок будет приобретать французское. Усыновление будет осуществляться только при содействии аккредитованной на территориях обеих стран организации, кроме усыновления ребенка родственниками — в этом случае возможна и процедура так называемого независимого усыновления.
"Если уполномоченные органы Франции в какой-то момент не в полной мере выполнят свои обязательства по контролю за условиями жизни усыновленных детей и предоставлению отчетов, у России есть право принять решение о временном приостановлении приема документов от всех кандидатов в усыновители до тех пор, пока все обязательства не будут исполнены", — рассказала Баталина. Подбор кандидатур новых приемных родителей будет проходить только по согласованию с Россией, предусмотрена и возможность возвращения усыновленного ребенка в Россию.
С договором с США ситуация несколько иная, признала первый зампред комитета. "Его можно и нужно ратифицировать для того, чтобы получить возможность влиять на положение уже усыновленных детей, но считать работу над соглашением законченной, нельзя", — убеждена она.
"Сам факт ратификации, безусловно, очень важен. В США усыновляется наибольшее из всех стран число российских детей. Но о судьбе многих из них мы, к сожалению, ничего не знаем. И узнаем зачастую только после того, как с ребенком произошел трагический случай", — подчеркнула депутат.
Она пояснила, что так было потому, что до ратификации соглашения было распространено независимое усыновление. Приехав явочным порядком в Россию, пользуясь услугами различных посредников, которые работают в этой сфере, американские граждане быстро оформляли документы и увозили ребенка без всяких обязательств. Они не предоставляли отчетов, не пускали к себе проверяющие органы, потому что право частной жизни в США очень серьезно защищено.
"Все трагические случаи, произошедшие с российскими детьми в США, зафиксированы именно в тех семьях, которые пользовались системой независимого усыновления. С ратификацией двустороннего соглашения эта система уйдет в прошлое, так как соглашение предполагает усыновление только через уполномоченные организации, аккредитованные на территории России и США", — акцентировала внимание Баталина.
В то же время она указала на ряд имеющихся в соглашении неурегулированных вопросов, которые "крайне важны для защиты прав и интересов российских детей после усыновления".
Во-первых, в США распространен механизм переусыновления или переустройства, когда ребенок может переходить из одной приемной семьи в другую. Соглашение предусматривает, что российскую сторону информируют об этом факте, предоставляют сведения о новых кандидатах в усыновители и о предполагаемых сроках принятия этого решения. У российской стороны запрашивают согласие на усыновление новыми кандидатами в усыновители, но при этом вне зависимости от того, получено согласие или несогласие, передают документы в американский суд для принятия решения. Таким образом, определяющее значение в судьбе ребенка играет не позиция российской стороны, а мнение американского суда. "С таким подходом нельзя согласиться", — заявила Баталина.
Во-вторых, "крайне неопределенны возможности российской стороны вернуть ребенка на родину, если именно такой вариант отвечает наилучшим интересам ребенка". "Хорошо, если ребенок был усыновлен в младенческом возрасте и прижился в США. Но есть примеры, когда американскими родителями усыновляются дети подросткового возраста, которые долгое время прожили в России и в какой-то момент осознанно захотели в нее вернуться", — отметила парламентарий. "В этом случае соглашение предполагает лишь абсолютно безвольный механизм проведения консультаций относительно такого возвращения. То есть мы полагаемся на добрую волю сторон", — добавила она.
"И вот здесь возникает самый главный вопрос: а есть ли сегодня у США такая добрая воля содействовать наилучшим интересам российских детей?" — риторически спросила депутат. В связи с этим ее интересует, почему "сегодня в США развернута целая кампания в защиту приемных родителей, избавляющихся от усыновленных российских детей?" "Считается, что почти у всех у них алкогольно-фетальный синдром и синдром отсутствия привязанности. Поэтому присяжные заседатели практически оправдывают родителей в случае гибели усыновленных из России детей", — подчеркнула Баталина.
"Ратифицировать соглашение с США нужно, так как это дает старт для осуществления российского контроля за усыновленными детьми. Но с первых же дней ратификации необходимо и начинать новый раунд переговоров, где настойчиво добиваться защиты интересов российских детей", — уверена парламентарий. В частности, нужно "немедленно запросить у американской стороны информацию об условиях проживания всех российских детей, усыновленных гражданами США до вступления в силу соглашения".
Несколько недель назад стало известно, что в США обнаружен детский приют Ranch for kids, куда усыновители сдавали российских детей, если не справлялись с их воспитанием. В нем содержалось около 20 ребят. Некоторые из них попали туда практически сразу после усыновления. В начале июля 2012 года в лагерь приехала делегация во главе с уполномоченным по правам ребенка Павлом Астаховым. Однако на территорию заведения его не пропустили: потребовали приехать в другой день. Выяснилось, что за день до визита российской делегации детей вывезли из приюта. Источник: vesti.ru.
Рейтинг публикации:
|