Ростовский вертолётный производственный комплекс («Роствертол») совместно с Московским заводом им. Миля готовится к запуску в серию новой машины – Ми–26Т2. В настоящее время проводятся испытания.
Борис Слюсарь. Фото из архива Б. Слюсаря.
Об уникальном вертолёте и передовом предприятии рассказывает генеральный директор производства Борис СЛЮСАРЬ.
– Что это за чудо-машина, которой уже заинтересовались многие иностранные потребители?
– Вертолёт оборудован так называемой стеклянной кабиной, бортовая система осуществляет автоматический контроль работоспособности всего оборудования и состояния радиоэлектронного комплекса. Это позволяет круглосуточно пилотировать Ми–26Т2 в любых метеоусловиях с выполнением автономного полёта по маршруту, выходом в заранее заданную точку, предпосадочным маневрированием и, естественно, возвратом на основной или запасной аэродром.
На вертолёте установлен поисковый прожектор, адаптированный к применению очков ночного видения. Навигационный комплекс позволяет выполнять полёты по приборам в соответствии с международными правилами, что делает Ми–26Т2 ещё более перспективным для реализации на рынках Европы, Азии, Африки, Южной и Центральной Америки. Есть страны, где к нему проявляют особый интерес. В Индии, к примеру, наш Ми–26Т2 участвует по линии «Рособоронэкспорта» в тендере на поставку тяжёлых вертолётов для ВВС страны.
– Как продвигается работа над Ми–28УБ?
– По вооружению и защищённости экипажа наш Ми–28Н не уступает ни одному вертолёту, в том числе главному конкуренту – американскому Apache. В интересах Минобороны России, а также зарубежных заказчиков мы продолжаем работы по созданию Ми–28Н с двойным управлением (Ми–28УБ). Думаю, в 2013 году сможем представить эту машину на рынке.
– Борис Николаевич, с «Роствертолом» вас связывают более 50 лет жизни. Как изменилось предприятие за это время?
– На завод я пришёл 18-летним. Трудился слесарем-сборщиком, мастером, был избран председателем профкома, затем стал заместителем директора, а двенадцать лет назад возглавил предприятие.
Первоначально на нашем заводе, основанном ещё в июле 1939 года, производились авиационные винты для военных и гражданских самолётов. Вплоть до конца 40-х здесь выпускались летательные аппараты деревянной конструкции. В 1949-м им на смену пришла авиационная техника цельнометаллической конструкции с реактивными двигателями. С 1956 года наше предприятие серийно производит вертолёты конструкторского бюро имени Михаила Леонтьевича Миля. Начали мы с Ми–1, после чего «Роствертол» последовательно освоил и другие милевские машины, включая Ми–6, Ми–10, Ми–10К, Ми–24 (экспортная модификация – Ми35). Мы выпустили сотни вертолётов различных модификаций, которые эксплуатируются более чем в 30 странах.
Ми–26. Фото с сайта rostvertolplc.ru.
В начале 90-х нам пришлось серьёзно перестроить стратегию предприятия, что было связано с вынужденным переходом от оборонного заказа к экспортному. Успешная внешнеторговая деятельность позволила нам не только остаться на рынке военной техники, но и обновить оборудование, повысить производительность труда и, самое главное, сохранить высококлассных специалистов.
Сегодня, являясь частью российского холдинга «Вертолёты России», мы продолжаем развивать и совершенствовать наше предприятие.
– Что изменилось после вхождения в холдинг?
– Активно взаимодействуем с другими структурами холдинга в рамках общей научной и производственной политики, направленной на модернизацию производства и развитие вертолётостроения. При этом остаёмся одним из главных предприятий отрасли. В широком диверсифицированном модельном ряде «Вертолётов России» наша продукция представляет сегмент ударных и тяжёлых транспортных средств. В линейку входят боевая машина нового поколения Ми–28Н «Ночной охотник», вертолёт огневой поддержки Ми–35М, гражданский тяжёлый транспортный Ми–26Т и его военный вариант Ми–26. Мы также осуществляем ремонт и модернизацию нашей продукции.
– На смену легендарным Ми–24 в российские войска пришли Ми–28Н. Каковы преимущества «Ночного охотника» перед предшественником?
– Ми–28Н – высокоэффективная боевая машина поддержки сухопутных войск для выполнения задач в любое время суток в самых сложных метеоусловиях. При создании применялись новые материалы и конструктивные решения, повышающие устойчивость вертолёта к повреждениям. Его высокую живучесть конструкторы обеспечили за счёт разнесённого расположения двигателей, защищающего главный редуктор и позволяющего машине продолжать выполнение боевой задачи при повреждении одного из них. Экипаж, а также все жизненно важные системы и агрегаты закрыты надёжной броней, обеспечивающей защиту от снарядов калибра до 23 миллиметров. Установленные на вертолёте лопасти несущего винта из композитных материалов позволяют безопасно завершить полёт при попадании снарядов калибра 20–30 мм. Конструкция топливной системы исключает взрыв или возгорание. Вертолёт отличается минимальной акустической заметностью для наземных средств поражения.
Ми–28НЭ. Стрельба из пушечной установки. Фото с сайта rostvertolplc.ru.
На Ми–28Н установлен современный комплекс боевого вооружения, включающий подвижную установку с пушкой 2А42 калибра 30 мм. На балочных держателях предусмотрена подвеска противотанковых управляемых ракет «Атака» класса «воздух–земля» и «Игла» класса «воздух–воздух» с тепловой головкой самонаведения, а также неуправляемых авиационных ракет типа С–8 и С–13.
В октябре 2009 года «Ночной охотник» был принят на вооружение российских ВВС. Сейчас идёт полномасштабное серийное производство Ми–28Н по долгосрочному контракту с Минобороны.
– Давайте поговорим о вашем «рекордсмене» – вертолёте Ми–26. Каковы его основные достоинства?
– Ми–26Т – единственный в мире вертолёт, способный перевозить груз внутри кабины или на внешней подвеске общим весом до 20 тонн, благодаря чему он пользуется устойчивым спросом на мировом рынке. В настоящее время основными операторами этого вертолёта, помимо России и стран Содружества, являются Китай, Индия, Греция, Венесуэла. Ми–26Т давно и успешно работает на условиях лизинга во многих европейских, азиатских, африканских странах.
Более пяти лет длится наше тесное сотрудничество с КНР, куда было поставлено три Ми–26ТС, сертифицированных для Китая. Наши машины оказывали существенную помощь китайским товарищам в различных чрезвычайных ситуациях.
На протяжении последних десяти лет Ми–26Т применяются при борьбе с огнём в Австрии, Греции, Германии, Италии, Франции, Сербии и Черногории, на Кипре.
Ми–26Т2. Фото с сайта rostvertolplc.ru.
Наши спасатели тоже не обходятся без Ми–26Т. Этот вертолёт неизменно применяется при тушении лесных и промышленных пожаров. Всё чаще он используется при ЧП в высотных зданиях, поскольку там бороться с огнём другими методами практически невозможно, и применение вертолёта становится единственно эффективным способом спасения человеческих жизней. Ми–26Т единовременно может вылить на очаг возгорания до 15 тонн воды, и по данному показателю он рекордсмен среди других винтокрылых пожарных.
Например, в минувшем апреле Ми–26Т применялся для тушения башни «Восток» на территории «Москва-Сити». Огонь разгорелся на 67-м этаже недостроенного здания. Площадь пожара, которому был присвоен 4-й уровень сложности, составляла около 300 квадратных метров. Ми–26Т осуществлял так называемый пролив здания во избежание повторного возгорания. Воду черпали из Москвы-реки. Тушение осложнялось сильным ветром, который мешал направлять поток воды точно. Но пожар был быстро потушен. Руководство МЧС России тогда заявило, что ведомство планирует дооснащение авиапарка новыми Ми–26Т. Мы ждём этого заказа.
– Какую долю в портфеле предприятия занимает экспортная продукция?
– В 90-е гособоронзаказ снизился до 3–5%. Подавляющая часть продукции в тот период шла на экспорт. К счастью, ситуация коренным образом изменилась. В 2011 году мы поставили Министерству обороны всю линейку нашего предприятия: Ми–28Н, Ми–35М, Ми–26. Сейчас соотношение составляет 65% на 35% в пользу гособоронзаказа.
– Конкуренция на мировом рынке вертолётной техники с каждым годом усиливается, появляются новые игроки: Индия, Китай. Как чувствуете себя в этих условиях?
– Несмотря на жёсткую конкуренцию, «Вертолёты России» уверенно занимают третью позицию в мире. Впереди только Sikorsky Aero Engineering Corporation и Eurocopter. Мы заняли свою нишу и не собираемся её уступать.
Простой пример: самый близкий конкурент Ми–26Т по грузоподъёмности – Chinook компании «Боинг» – не раз был обязан своим спасением нашей машине. В Афганистане Ми–26Т регулярно задействовался при транспортировке сбитых талибами и совершивших вынужденную посадку вертолётов Chinook. Попытки их перенести при помощи таких же «американцев» оказывались безуспешными.
– Как осуществляется подготовка лётного состава и наземных специалистов на вашу технику?
В агрегатно-сборочном цехе вертолётного завода ОАО «Роствертол». Фото ИТАР-ТАСС.
– В структуре нашего предприятия есть сертифицированный авиационный учебный центр. Занятия проводят инструкторы – по специальным программам, в оборудованных для этих целей аудиториях. Деятельность учебного центра систематически инспектируется в соответствии с федеральными авиационными правилами.
Боевое применение производимых нами вертолётов пилоты осваивают в учебных центрах Минобороны России на договорных началах с ОАО «Роствертол».
– Что можно сказать о развитии инфраструктуры предприятия?
– Мы хотим на базе бывшего Батайского военного аэродрома создать лётноиспытательную станцию совместного базирования с РОСТО. Для работы по контрактам такая станция за городом нам просто необходима. Полёты будут осуществляться и днём, и ночью. В центре города подобные испытания невозможны, поэтому сегодня мы вынуждены арендовать аэродром.
– Борис Николаевич, вы чрезвычайно занятой человек. Помимо руководства предприятием – ещё и депутат законодательного собрания Ростовской области. Как вы понимаете основную задачу на этом поприще?
– Вижу её в том, чтобы люди жили хорошо. Я убеждён: кто добросовестно трудится, должен иметь достойные условия. Главное – платить заслуженную заработную плату, а человек в состоянии сам грамотно ею распорядиться.
Конечно, необходимо инвестировать в людей, но значительную часть средств нужно вкладывать в производство, оно не может ни дня стоять на месте. Тем более – такое высокотехнологичное, как наше. Любая фирма, если она не вкладывает деньги в своё развитие, рано или поздно потерпит фиаско.
Наша справка:
Борис Слюсарь родился 24 февраля 1942 года в станице Атамановской Павловского района Краснодарского края. После окончания школы приехал в Ростов-на-Дону и поступил в ПУ–8. В 1960 году по завершении обучения пришел слесарем-сборщиком на Ростовский вертолётный завод. На него же вернулся после службы в ракетных войсках стратегического назначения. В 1971 году без отрыва от производства окончил Ростовский институт сельхозмашиностроения. В апреле 2000 года избран генеральным директором ОАО «Роствертол». Почётный гражданин Ростова-на-Дону. Руководство предприятием совмещает с научной работой, общественной деятельностью и благотворительностью. В день 70-летия Б. Н. Слюсаря губернатор Василий Голубев подписал указ о награждении юбиляра орденом «За заслуги перед Ростовской областью».
Источник: file-rf.ru.
Рейтинг публикации:
|