В сентябре регионы Дальнего Востока ожидаемо станут подводить итоги работы своих новых губернаторов.
Так, два года назад Василий Орлов возглавил Амурскую область, а Айсен Николаев – Республику Саха (Якутия), год назад Валерий Лимаренко был избран губернатором Сахалинской области. В Приморском крае выборы закончились только в декабре 2018-го, но и Олег Кожемяко, скорее всего, попадет под чуткий взор аналитиков, а главное – жителей: как своего собственного региона, так и тех, где выборы еще только предстоят.
Возьмем лишь две проблемы, в решении которых среди губернаторов есть даже некое негласное соревнование: строительство жилья и дорог.
Жилищная и дорожная проблемы остро стоят по всей стране. Их решения во многом связаны с возможностями главы региона и служат своего рода лакмусовой бумажкой для оценки руководителя. Что же изменилось на Дальнем Востоке? На самом деле, очень многое.
В Приморье при Кожемяке приняли краевую программу «Дальневосточная ипотека», которая теперь выдается под 2%. В рамках программы заключено уже более двух тысяч договоров на 7,5 млрд рублей.
Есть и другие программы. «Доступная ипотека» рассчитана для 14 категорий граждан, она предполагает кредит под 3,5%-4,5%. Еще одна – «Сельская ипотека» (до 3%).
Также регион приступает к реализации ипотечных программ на покупку нового жилья комфорт-класса (6,5%) и к ипотечной поддержке, ориентированной на медиков, уже сейчас молодые врачи получают компенсацию за аренду жилья. В ближайшие пару месяцев они смогут тратить эти деньги и для погашения ипотеки.
Приморью, кроме того, удалось отстоять себя как кандидата для пилотного проекта строительства государственного арендного жилья. Оно начнется уже в 2020 году. Будет строиться недвижимость для коммерческого найма. Это даст возможность бюджетникам снимать квартиры по ценам вдвое меньше рыночной стоимости.
Руководству Приморья удалось продвинуться и в решении проблемы обманутых дольщиков. В 2019 году были достроены и введены в эксплуатацию четыре долгостроя, 500 человек получили ключи от квартир
В свою очередь в Якутии стартовал прием заявок на получение льготного ипотечного кредита в рамках новой программы «Комплексное развитие сельских территорий».
Впрочем, основная работа здесь идет по линии переселения граждан из аварийного жилищного фонда. Уже заключены контракты на приобретение 891 квартиры у застройщиков, 45 семей получили компенсацию за аварийное жилье.
Для решения вопроса дольщиков создан республиканский Фонд по защите прав граждан – участников долевого строительства. Сроки окончательного решения этой застарелой проблемы – к 2022 году.
Особое внимание в Якутии стали уделять капитальному ремонту многоквартирных домов, расположенных в северных и арктических районах. Согласно обсуждаемому проекту, у республики появится возможность авансирования капитального ремонта общего имущества таких домов. Мера необходима для своевременного завоза строительных материалов в отдаленные труднодоступные районы.
В Амурской области также главный акцент теперь делают на улучшение ситуации с аварийным жильем. По программе переселения граждан в 2020 году в новые квартиры переедут 460 человек. Всего за последние годы расселено свыше 46 000 кв. м. аварийного жилья.
А на Сахалине заработало особое ипотечное агентство. Получающие дальневосточный гектар многодетные и молодые семьи, а также инвалиды и начинающие специалисты могут рассчитывать на льготные кредиты.
Ситуация с дорогами также меняется в регионе в лучшую сторону. Здесь работа идет по двум направлениям: строительство и обновление новых трасс в самом регионе и повышение доступности связи с другими субъектами страны.
Приморье серьезно увеличило размер средств, направляемых на дорожную сферу. Если в 2018 году было предусмотрено 12,9 млрд рублей, то в 2019-м — уже 17,6 млрд. Благодаря этому получилось отремонтировать 24 моста и 50 километров автомобильных дорог.
Губернатору Лимаренко удалось договориться о возвращении на Сахалин рейсов «Аэрофлота» и субсидировании тарифов на год вперед, были запущены ежедневные рейсы по маршруту Южно-Сахалинск – Москва, открыты новые рейсы внутри региона, причем по единому тарифу – не более 7000 рублей в один конец.
Активно модернизируется программа пользования автомобильных трасс. Дорога Южно-Сахалинск – Оха передана в федеральную собственность, на 30% снижен транспортный налог для владельцев всех легковых автомобилей.
В Республике Саха запущено железнодорожное пассажирское движение со станции Нижний Бестях, открыта ж/д линия Беркакит-Томмот-Якутск почти в 500 километров протяженностью, построен мост через Вилюй и Алдан, реконструированы 16 аэропортов.
Василию Орлову удалось привлечь в Приамурье из федерального бюджета очень крупную сумму для обновления дорожной сети. В 2018 году это было всего 0,29 млрд рублей, в 2019-м – 1,3 млрд, а в 2020 году – уже 7,3 млрд. Также он смог заручиться поддержкой президента Владимира Путина для начала строительства моста через реку Зея, которое начнется ранее запланированного срока.
А вот как в целом на Дальнем Востоке справились с жилищным строительством в первом, самом «пандемичном», полугодии 2020 года.
В Магаданской области, где в сентябре 2018 года также был избран новый губернатор Сергей Носов, объемы строительства выросли … в 2,6 раза! Конечно, сами объемы стройки на Колыме пока остаются незначительными, но есть примеры и тех регионов, где они исчисляются десятками и сотнями тысяч квадратных метров.
В Амурской области рост объемов на 53,8% (по сравнению с первым полугодием 2019 года), на Камчатке, где врио губернатора был назначен только 3 апреля, стройка поднялась на 17,1%, в Приморье – на 9%, в Якутии – на 3%.
Бурятия и Забайкалье показали незначительное падение – на 7%, Сахалин – на 4,7%. Плохо справились лишь Хабаровский край – падение сразу на 47%, и Еврейская автономная область – минус 64%. В обоих регионах, пусть и по разным причинам, уже назначены новые врио губернатора.