Остров Сахалин поражает своей невероятной природой и потому в последние годы привлекает все больше туристов. На этой волне в регионе задумались о восстановлении заброшенной узкоколейной железной дороги, которая идет по маршруту Южно-Сахалинск – Холмск.
Данная узкоколейка была построена еще в начале ХХ века – вскоре, как после русско-японской войны 1904-1905 годов Япония получила южную часть Сахалина.
Прокладывать железную дорогу на этом участке было непросто, так как она пересекает множество небольших рек и идет по трем горным хребтам. В итоге длина ж/д ветки составила 83 километра, при этом на ней пришлось построить 35 мостов и 15 тоннелей. Железная дорога проходила мимо тогда еще японских, а теперь российских населенных пунктов Чапланово (бывший Футомато), Пятиречье (Осака), Чистоводное (Симидзу) и Ожидаево (Накано).
Как отмечают специалисты, данная ж/д ветка была самой сложной на всем Сахалине. Особенно тяжело машинистам приходилось зимой, когда под тормозные колодки забивался снег, постепенно превращавшийся в лед.
Тем не менее, по железной дороге Холмск – Южно-Сахалинск было организовано движение как пассажирских, так и грузовых поездов. Только после открытия паромной переправы в 1970-х годах эта ж/д линия перестала играть принципиально важное значение. Более того, со временем стало понятно, что использовать узкоколейку, особенно для перевозки грузов, неудобно и затратно из-за необходимости искать способы перемещать по ней более габаритные материковые составы, тем более в тоннелях.
Источник фотографии: livejournal.com
Постепенно все грузовые поезда, шедшие из Хомска, начали пускать по обходному пути Ильинск – Арсентьевка. В итоге уже к концу 1980-х годов на участке Южно-Сахалинск – Холмск ходили в основном пассажирские составы. Однако из-за того, что ветка приносила убытки, в середине 1990-х годов движение по ней окончательно закрыли.
Идея возродить движение пассажирских поездов по этому участку за прошедшие годы возникала неоднократно. И вот теперь, судя по всему, ее действительно могут воплотить в жизнь.
Стоит отметить, что еще незадолго до закрытия по линии Южно-Сахалинск – Холмск ходил ретро-поезд, который очень любили туристы, особенно из Японии. Путешествие по этой ж/д ветке было действительно захватывающим, так как в пути состав проходит уникальную развязку, так называемый Чертов мост: сначала поезд заходит в тоннель, затем въезжал на склон сопки, после этого шел в другой тоннель, ехал на мост и в итоге делал головокружительный спуск.
Предполагается, что за восстановление железной дороги может взяться компания «Роза Хутор», которая является оператором горнолыжного курорта в Сочи. Однако глава фирмы Сергей Бачин отметил, что пока проект находится в разработке.
Очевидно, что для создания полноценного туристического маршрута на Сахалине понадобятся немалые инвестиции. В первую очередь нужно будет восстановить всю прилегающую инфраструктуру и даже сами ж/д пути, которые были демонтированы или разрушены за минувшие годы. Кроме того, нужно будет подобрать поезда, которые смогут ходить на этом участке, так как старые составы давно вышли из строя.
В связи со всем этим компания «Роза Хутор» планирует на первом этапе восстановить движение на участке в 24 километра: от Холмска до Чапланово, где еще сохранились старые пути. Кроме того, как раз в Чапланово находится Чертов мост, который может стать важной достопримечательностью и «магнитом» для туристов.
Власти Сахалина также отмечают, что развитие железнодорожной инфраструктуры региона должно способствовать притоку туристов. Так, в 2018 году на Сахалине побывало 285 тысяч отдыхающих. При этом планируется, что к 2024 году число туристов вырастет до 500 тысяч, а к 2035 году — до 1,5 миллионов.
Источник заглавной фотографии: sakhalinmedia.ru Источник: sharknews.ru.
Рейтинг публикации:
|