Храм мученика Трифона в Напрудном XV – начала XVI века передан Русской православной церкви (РПЦ), сообщили в финансово-хозяйственном управлении РПЦ.
«Издано распоряжение Департамента городского имущества города Москвы от 1 ноября 2019 № 43813 о передаче в собственность Русской Православной Церкви здания храма мученика Трифона в Напрудном по адресу: г. Москва, ул. Трифоновская, д. 38, стр. 1. Здание является объектом культурного наследия федерального значения «Церковь Трифона в Напрудном, конец XV в. – начало XVI в.», – говорится в сообщении на сайте управления.
Церковь мученика Трифона в Напрудном – одна из наиболее древних в Москве, построена в конце XV – начале XVI веков, представляет собой бесстолпный одноглавый храм с крещатым сводом. В XIX веке храм был значительно расширен: пристроены южный придел во имя святителя Николая Чудотворца и северный придел во имя праведного Филарета Милостивого, а также колокольня, в 1888-1895 годах выполнена новая трапезная часть.
В 1931 году храм был закрыт, в 1932-м взорван. Сохранилась лишь часть первоначального объема XV века, интерьеры утрачены.
В 40-х годах XX века храм реконструировали, восстановили историческую шлемовидную форму главы, воссоздали колокольню.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» #1 написал: Странник57 (18 ноября 2019 22:51) Статус: |
В основном храмы в столице очень поздние - XIX в. Есть и более ранние, всякие: и XVI, и XVII, и XVIII веков, последних побольше, но в целом всё же превалируют храмы позапрошлого столетия. Что же касается храма св. мч. Трифона, подобных в Москве можно по пальцам одной руки пересчитать. Такие церкви начали строить в Византии и подхватили у нас - в XV. В любую новую храмовую архитектурную форму всегда вкладывалась определённая идея. Например, первые т.н. базиликальнве храмы несли в себе идею церкви-корабля, плывущему среди волн и штормов "моря житейского" в Небесное Царство. Затем была идея "храма-космоса", охватывающего и вмещающего всех и вся, с громадным куполом, являющим Небо, снисшедшее на землю, где человек чувствовал себя песчинкой в совершенно циклопических размерах церковного здания. Максимальное её воплощение - Константинопольская София. После неё не то, что ещё развить эту тему, но даже отдалённо построить что-то подобное не было уже ни финансовых ресурсов, ни инженерных возможностей. И постепенно приходит очень интересная и продуктивная идея: храм "меры человека". Начинают строить вот такие одноглавые камерные храмы. В его объёмах человек не теряется, ощущает себя очень уютно и значимо. Такой эффект достигается тем, что здания были не только небольшими относительно человека, но ещё и "кратыми". Т.е. брался или задавался какой-то один размер, ну например, диагональ храма, а затем он кратно присутствовал и откладывался на всех остальных размерах и объёмах: высоте, ширине, длине... Где-то в половину, где-то на 2/3 и под. Казалось бы и здесь параллельно ренессансу, в центр поставляется человек и становится мерой всего. Разница только в том - какой человек. Такие храмы смотрелись (естественно и сейчас смотрятся) конструктивно очень устойчиво. При этом, имея одну главу, сам храм имел образ человека... не метущегося, прочного, устойчивого, для которого нет случайностей, могут быть неожиданности, да, но и они со временем встают в общий ряд выстроенной жизни. Человека, которого не сломать никакому давлению из вне. Образ Богочеловека. В единство с Которым Церковь и предлагает войти. Эта идея была конструктивно подчёркнута соразмерностью человеку и пропорциональностью (кратностью) строения. Что давало ощущения покоя и уверенности. Интересно, что в архитектуре этих храмов не было каких-либо отдельных деталей для собственно украшения, любые детали были предельно конструктивны. Все внешние украшения, скажем, там какие-нибудь закомары, кокошники, пилястры и под. не только украшали, а сами что-то обязательно поддерживали или входили внутри храма в саму конструкцию свода. И это тоже подчёркивало идею и общий образ - образ цельности, где связано всё со всем.
Поэтому отрадно, что такой храм передан и будет использован по назначению. Он самой своей композицией мог бы способствовать единению людей в церковную общину.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+
Статус: |
Группа: Публицист
публикаций 0
комментариев 1235
Рейтинг поста:
Поэтому отрадно, что такой храм передан и будет использован по назначению. Он самой своей композицией мог бы способствовать единению людей в церковную общину.