Недавно посчастливилось побывать на экскурсии по заводу Ростсельмаш, по приглашению компании. Программа посещения включала в себя:
1. Музей компании.
2. Ростовский раскройно-прессовый заводhttps://rprz.ru/company/ - по сути, структурное подразделение Ростсельмаша, но на 20% выполняющее заказы сторонних компаний.
3. Цех сборки комбайнов 1 - ЦСК-1 где собираются комбайны Acros, Nova, Дон-680, Vector.
4. Цех сборки комбайнов 2 - ЦСК-2 где собираются новейшие модели комбайнов - двухбарабанный РСМ-161, роторный Torum, самоходная косилка КСУ-1 и новое поколение кормоуборочных комбайнов серии F
5. Тракторный завод Ростсельмаш.
6. Логистический центр Ростсельмаш - склад запчастей, откуда они расходятся, разъезжаются и разлетаются по всему миру.
За кадром остались : цех кабин, где производятся кабины на все комбайны и тракторы, производство прицепной кормозаготовительной техники ну и многое еще, что в формат экскурсии не вписывается.
На экскурсию может попасть людой желающий, достаточно оставить заявку на сайте компании. Так же на заводе проводятся различные мероприятия, вроде Ночи музеев, если это согласуется с производственным графиком завода.
1. Музей компании Ростсельмаш.
Вообще музеем это назвать сложно, ибо десяток исторических комбайнов стоят рядом с новейшими моделями тракторов и комбайнов.
Собственно, это большая проблема - множество редких машин сгинуло без следа, потому-что сохранять их было некому в советские времена, а в 90-х в металлолом ушло все, что плохо лежало, стояло и даже ездило. Это касается не только Ростсельмаша, а и всего отечественного машиностроения. В Исторической части представлены: конные грабли, косилка и телега. Прицепные зерноуборочные комбайны - Сталинцы 1,6 и 8. Самоходные комбайны СК-3, СК-4, СК-5 Нива и Дон-1500. Современная часть более интересна.
Комбайн Nova - замена Нивы, которая в 2018 году была снята с производства.
Гусеничная версия Вектора - Vector-450 track
Трактор Ростсельмаш-2375
Флагман линейки зерноуборочных комбайнов - Torum-785.
А теперь коротко о том, как это все производится. Точнее, о подготовке производства. О сборке комбайнов и о производстве тракторов будет рассказано в следующих частях.
2. Ростовский раскройно-прессовый завод.
Этот завод произведет впечатление даже на самого неискушенного посетителя. Как только человек заявляет, что машиностроения в России нет - отправьте его на экскурсию на Ростсельмаш. 140 га общая площадь предприятия и 100000 м2 завода РПРЗ.
,,РПРЗ имеет широкий спектр возможностей в области холодной листовой штамповки металла (мелкая, средняя, крупная штамповка деталей и изделий, детали глубокой вытяжки).
Крупнейший парк лазерного оборудования в России и Европе (18 лазерных комплексов, 21 листогибочный пресс) позволяет в короткие сроки удовлетворять потребности всех клиентов.,,
А теперь, как это выглядит в натуре. Проследуем по заводу вслед за экскурсоводом, придерживаясь правой стороны. Да, и прошу заметить, что я не машиностроитель и даже не колхозник, так что в термИнах могу путаться. Для желающих разобраться в станках получше есть русскоязычный сайт Trumpf
Начинается все сравнительно просто. Стальной лист в рулонах приезжает в вагонах и разгружается на специальной площадке.
А вот дальше начинается все самое интересное. На различных станках рулоны разматываются и нарезаются на отдельные листы. Здесь станок для самого большого рулона.
Далее стопка листов отправляется на станок для выпрямления листов. На фото попал только стол для выпрямленных листов.
Дальше стопка листов отправляется на разные станки. Это установка лазерного раскроя.
Подача листов полностью автоматическая. Один лист в настоящее время обрабатывается, второй готов к загрузке. Потом выедет разрезанный лист, другой тут же заедет на резку. Время на установку, снятие деталей не тратится. Собственно, ручной труд заключается в перекатывании тележек со стопками листов от станка к станку и все.
Ну и результат обработки. По станкам видно, что обновление идет постоянно - у одних монитор с клавиатурой, другие уже с сенсорным экраном. В одних меню уже русифицировано, в других нет.
Еще одна гордость - вырубной станок. Делает бешеное количество отверстий в листе.
Ну а это тяжелое наследие тоталитарного прошлого. Сколько уже оно комбайнов изготовило - сказать очень сложно.
Собственно, по размерам решаемых задач можно судить вот по этой траверсе.
Склад штампов.
Ну и еще один момент. Старый плиточный пол и 20 см полированного бетона современности.
За кадром остался четырехэтажный цех производства кабин с трехкоординатными сварочными станками и прочими элементами красивой жизни машиностроителя.