Крупнейший в России судостроительный кластер создается в Приморском крае, с огромными стапелями, 1200-тонными кранами, учебным центром и сопутствующими производствами. О том, какие возможности он откроет для страны, рассказал собеседник «ПолитЭксперта».
Начало строительству крупнейшего в России судостроительного концерна было положено в 2009 году в бухте города Большой Камень на базе Дальневосточного центра судостроения и судоремонта (ДЦСС) и завода «Звезда». Стройка продолжается, но производственная деятельность там уже идет. На открытии новой верфи в 2016 году присутствовал президент Владимир Путин.
Проект реализуется в несколько этапов. Первая очередь – запуск среднетоннажного и крупнотоннажного судостроения, вторая позволит строить крупнотоннажные и офшорные суда. Завершить все работы на объекте планируют к 2024 году.
Как рассказал «ПолитЭксперту» начальник отдела рекламно-выставочной деятельности ДЦСС Вадим Казанин, по многим параметрам это будет крупнейшая верфь в России: уже работает стапельная площадка размерами 485 на 230 метров. Сухой док с габаритами 485 на 114 метров тоже станет самым большим стране. В доке разместится огромный кран «Голиаф», способный поднимать 1200 тонн, и еще несколько поменьше – 320 тонн.
Кроме того, на «Звезде» появилась возможность крупносекционной сборки судов, которую считают самой передовой в мире.
«Раньше в России строили только в эллингах, где могут находиться одновременно всего одно или два судна. Пока их не закончат, за другие не взяться. Крупносекционная сборка позволяет разместить на стапеле сразу несколько судов, и это значительно сокращает сроки выполнения заказа», – отметил собеседник ПЭ.
Фото: ПолитЭксперт – Евгений Зайцев / макет ССК «Звезда» на выставке «Нева-2019»
От ледоколов до нефтедобывающих платформ
Сейчас на стапельной площадке собираются многофункциональное судно снабжения усиленного ледового класса и танкер класса «Афрамакс» российско-корейского производства. Последний будет способен работать и на традиционном дизтопливе, и на газе, что значительно сократит выбросы в окружающую среду.
На стадии проектировки находится ледокол «Лидер», который станет крупнейшим в мире и позволит России обеспечить круглогодичную навигацию по Северному морскому пути. Специально под него специалисты «Звезды» внесли изменения в проект сухого дока, и сейчас завод получает разрешительную документацию для постройки судов с атомными энергоустановками. Рабочая группа, которая будет заниматься ледоколом, тоже сформирована.
Фото: ПолитЭксперт – Евгений Зайцев
Не менее важно, что в новом комплексе будут строить танкеры и газовозы ледового класса, способные работать в Арктике.
«Сейчас такие суда чаще всего заказывают за границей, в той же Корее. В России это направление пока находится в зачаточном состоянии, но вскоре мы сможем строить все сами», – отметил Вадим Казанин.
Кроме того, по его словам, на верфи можно будет строить добывающие платформы:
«В России сейчас их всего две – «Приразломная» в Печорском море и «Беркут» в Охотском. У тех же норвежцев таких гораздо больше. Поэтому надо развивать компетенции, чтобы мы могли работать сами, невзирая ни на какие санкции».
Фото: ПолитЭксперт – Евгений Зайцев / макет ССК «Звезда» на выставке «Нева-2019»
Кумулятивный эффект
Несмотря на то, что строительство нового комплекса еще не завершено, его уже облюбовали несколько совместных предприятий. Сотрудничать с Россией вызвались и корейцы, и несколько европейских стран, предпочитающих не афишировать совместные с РФ проекты из-за санкций.
В перспективе на базе ССК «Звезда» в Большом камне планируется развивать целый судостроительный кластер, удовлетворяющий всем потребностям страны, сообщил собеседник ПЭ:
«Уже создан завод по производству винторулевых колонок, которые могут крошить лед. Раньше в России такое не выпускали, а сейчас на базе совместного предприятия делают. Планируется также развивать несколько других судостроительных направлений. Кроме того, готовится к постройке учебный центр, где будут обучать компетентных специалистов различного уровня».
Таким образом, кластер даст кумулятивный эффект, что особенно важно для развития Дальнего Востока. По словам Казанина, на «Звезду» планируют привлечь более 7 тысяч специалистов со всей России.
Во втором полугодии 2018 года портфель заказов ССК «Звезда» вырос на 42%. В числе прочего здесь должны построить три новых судна нового поколения, главной особенностью которых будет использование чистого газомоторного топлива.