w1056h594fill

В Верховную раду внесен очередной законопроект о расторжении соглашения 2003 года между Киевом и Москвой о статусе и совместном использовании Азовского моря и Керченского пролива.

Инициатором законопроекта стал одиозный нардеп от партии «Самопомощь», экс-главарь батальона «Донбасс» Семен Семенченко. Как заявил депутат, поводом стала тревожная для киевского режима ситуация в Азовском море. Так, 9 июля российскими пограничниками были задержаны для досмотра сразу семь торговых судов, направлявшихся в украинские порты Мариуполь и Бердянск. При этом на кораблях сотрудники ФСБ проводили не только досмотр, но и беседы с членами экипажей.

«Они искали на телах украинских моряков — членов экипажей — патриотические татуировки, спрашивали об участии в АТО, добровольческих батальонах, «Правом секторе», — жалуется Семенченко.

Также бывший глава нацбата выразил обеспокоенность усилением российской морской группировки на Азовском море и переброской с Каспия нескольких артиллерийских катеров и двух ракетных корветов, которые ранее участвовали в Сирийской операции. Примечательно, что оба малых ракетных катера «Великий Устюг» и «Град Свияжск», которые имеет в виду Семенченко, в начале июня проследовали через Азовское море в Севастополь, а оттуда ушли в направлении Средиземного моря.

Однако сам факт их прохождения вблизи украинских берегов вызвал такую панику и переполох в стане гордых украинцев, что им до сих пор снятся ночные кошмары. «Успокоим» Семенченко и ему подобных: этим катерам не нужно находиться непосредственно у бердянских берегов, чтобы накрыть любую цель на территории Украины. Как показала практика, «Калибры» способны достать террористов в любой дыре за 1500-2000 километров от точки старта.

Тем не менее, Семенченко уверен, что российские корабли уверенно следуют через воды Азова именно благодаря договору 2003 года.

«Иными словами, украинской морской границы там фактически нет. В небольшом Азовском море сформировалась большая группировка России, и нам необходимо на это немедленно отреагировать», — продолжает Семенченко, попеняв на то, что президент Пётр Порошенко и его приближенные сейчас обеспокоены лишь выборами, до которых «ещё нужно дожить».

Отметим, что сам факт упоминания о выборах красноречиво указывает на истинную подоплеку инициативы украинских депутатов. Если Порошенко выступит против денонсации соглашения, то его немедленно обвинят в «зраде» и сговоре с Москвой. Если договор с «агрессором» от 2003 года будет расторгнут, то ответственность за последствия этого шага также ляжет на незадачливого гаранта.

Не первая попытка…

После 1991 года Азовское море перестало быть внутренним морем СССР, так как на его берегах оказались сразу два независимых государства – Российская Федерация и Украина. При этом Киев фактически контролировал судоходный канал в Керченском проливе, что привело осенью 2003 года к конфликту вокруг остова Тузла. 24 декабря 2003 года президенты России и Украины Владимир Путин и Леонид Кучма подписали соглашение о совместном использовании вод Азовского моря и Керченского пролива и свободном мореходстве военных и гражданских судов двух стран. По факту Азовское море стало внутренним для обоих государств, что на тот момент вполне устраивало и Москву, и Киев.

Несмотря на состоявшееся в 2014 году воссоединение Крыма с Россией и переход Керченского пролива под полный контроль Москвы, соглашение 2003 года продолжает действовать.

После пиратских действий Госпогранслужбы Украины 25 марта 2018 года, обернувшихся захватом российского рыболовецкого сейнера «Норд», ведшего в полном соответствии с действующим законодательством промысел в нейтральных водах Азова неподалеку от Обиточной косы, Россия вынуждена была принять ответные меры по охране безопасности гражданского судоходства в регионе. Кроме того, 15 мая 2018 года состоялось открытие автомобильной части Крымского моста.

Поступающие от украинских террористов угрозы в отношении этого стратегического объекта инфраструктуры вынуждают Россию предпринимать соответствующие действия по обеспечению безопасности и предотвращения любых возможных угроз, с какой бы стороны они ни исходили. Так что все логично и целесообразно. И если бы не захватнические действия с «Нордом», то ни о каких дополнительных мерах по задержке и досмотру украинских и иностранных судов, следующих в подконтрольные киевскому режиму азовские порты, не было бы и речи.

Рады бы воевать, да нечем

Теперь же в Киеве лишь ежедневно вопят о все новых кознях России и «гибридной агрессии» с целью лишить Украину выхода в Азовское море.

«Есть международные нормы, и нам нужно принять решение относительно разграничения и территориальных вод Украины – как шельфа, так и свободной экономической зоны. Это обеспечит свободный доступ судов. А если Россия не будет этого соблюдать, то мы, в случае наличия всех необходимых документов и законов, имеем право применять силу, устанавливать режим контроля над акваторией. И если бы российские суда пытались пройти ее, это было бы поводом применить силу», — фантазирует украинский генерал, бывший председатель Службы внешней разведки Украины Николай Маломуж.

В своей статье на «Апострофе» этот убеленный сединами человек предлагает расторгнуть соглашение 2003 года и установить морскую границу в одностороннем порядке, как на суше. При этом украинский генерал демонстрирует свою полную некомпетентность в оценке возможных последствий такого шага для Украины.

А последствия могут быть более чем серьезными. Ведь после воссоединения Крыма с Россией Керченский пролив и проходящий через него судоходный канал оказались под полным контролем российской стороны. В ответ на очередные провокационные действия режима Порошенко Россия может запросто перекрыть Керченский судоходный канал для всех судов, следующих в украинские порты. Фактически это приведет к тому, что Украина окажется запертой в ею же установленной прибрежной 12-мильной морской зоне. Это нанесет непоправимый ущерб национальной экономике, морской торговле и логистике морских перевозок, а также приведет к окончательному упадку Мариупольского и Бердянского портов.