Настало время рассказать о поездке на ПО Маяк, в город Озерск.
К теме с рутением пока возвращаться не будем, во первых, кому и зачем это надо, написал еще вчера: https://zergulio.livejournal.c... , а во-вторых, отчет и презентацию вместе с планшетом, со свойственной мне внимательностью, забыл на закрытом заводе закрытого города. Сам забрать оттуда их не смогу, привезут попуткой завтра.
Итак, сначала генеральный директор, Михаил Иванович Похлебаев (на фото выше он справа, в центре) дал вводные на тему того, что нам покажут. А показать планировалось немало.
Потом был инструктаж по безопасности. На вопрос что нельзя делать на заводе, мгновенно сориентировался (я же тот еще физик-ядерщик) и поделился, что нельзя трогать светящиеся объекты. Инструктор взглянул на меня, вздохнул и печально добавил "еще один москвич", прошептав какое то слово в конце. Признаваться, что я из Екатеринбурга, не стал, имидж столицы надо поддерживать.
Ну и затем сразу стартанули на объект, в компании Сергея Васильевича Егорова (замдиректора по безопасности, с очень добрыми и внимательными глазами) и главного инженера Дмитрия Никифоровича Колупаева (человек энциклопедических просто знаний). Их фотографии и контакты, на случай интереса, здесь: http://www.po-mayak.ru/wps/wcm...
Сначала заехали на метеостанцию, но там было холодно и неинтересно. Тем более что груды рутения уже куда то вывезли:
Периодически, отходил побубнить в микрофон, сопровождаемый добрым и внимательным взглядом Сергея Васильевича.
Следующая остановка - Радиохимический завод №1.
Именно там нам показали в онлайне систему из 5000 датчиков. Один из них вы можете увидеть на конце стола. Здоровая такая дура с насосом, спецфильтром и подключением к единой информационной системе. Датчиков этих реально полно, в одном из коридоров насчитал аж пять штук.
Далее нас раздели догола и с веселым гиканьем погнали по коридору, одеваться в белое. Шучу, но снять заставили реально все.
В дополнение каждому выдали по два дозиметра. На вопрос можно ли дозиметр оставить на память, добрый и отзывчивый журналист Маяка сообщил, что оставить на память можно только носки. Тут отказался уже я, поскольку блогер работающий из идейных соображений, все же лучше, чем тот, что пишет за носки.
В автобусе мы изрядно смахивали на делегацию практикующих хирургов.
Надо сказать, дисциплина и охрана на предприятии впечатляет. Все одеты должным образом, автобусы на котором нас возили по территории и за ее пределами - разные. Озерск - закрытый город с КПП, каждый из трех заводов Маяка имеет собственных охранный контур, заборы, камеры, контрольно-следовые полосы, патрули. Росгвардия бдит. Документы везде проверяли, не разу никто не отмахнулся, проходи мол.
На фото директор радиохимического завода Евгений Макаров, очень энергичный и преданный делу мужик (хотя там все производили такое впечатление, большая редкость в наши дни) водит нас про приемочному терминалу, куда приходят поезда с транспортными контейнерами забитыми отработанным топливом.
Вот они, эти контейнеры. Каждый весит по 100 тонн, сделаны из титана, целиком.
А вот я даю интервью на фоне нового какого то вагона, нестандартного. В середине которого, опять же, контейнер. Они все разные, под разные виды топлива. Были даже с Белоярского реактора на быстрых нейтронах БН-600, смотрел как на родные :)
На заднем плане совершенно уникальный контейнер, здоровенная глыба, которую можно перевозить на самолете. Даже если самолет рухнет, он не разрушится. Высшая степень безопасности, железнодорожные попроще в этом плане.
А вот он же, но ближе:
Сколько к контейнерам ни прикладывал дозиметр, ничего.
После выгрузки, топливо погружают в многометровый бассейн. Это мы туда заглядываем.
А вот это интереснейшее фото, другие не пропустили. Стекло толщиной один метр. За ним уникальный станок, который рубит и крошит топливные сборки.
Два пульта что видите под окном - заменяют огромный шкафище. Практически все системы управления здесь переведены на современные, сенсорные экраны и т.п. Все цифровое, включая счетчики на трубах.
Обратите внимание на пол. Резиновый (или линолеум, но больше на резину похож), загнут на стены, чтобы можно было отодрать и свернуть в случае чего. Такое здесь везде в опасных зонах.
Процесс на мониторах, а сзади еще одно метровое стекло. Через него видно, как из предыдущего помещения ссыпается крошево топливной сборки. Если кусочки застрянут, то с помощью манипулятора (большой короб над желтым смотровым окном справа) их можно вытащить. Ты берешь захват и вертишь рукой, твои движения повторяют механические пальцы в зоне с высокой радиацией.
Манипуляторы примерно такие, ниже фото не мое, но тоже с Маяка, просто чтобы было представление, как работает:
А вот это уже новый корпус.
Предназначен для хранения отходов средней радиоактивности, в цементном растворе. Здесь 100 четырнадцатиметровых емкостей по 280 кубов. При текущих режимах работы хватит на 30+ лет, когда срок выйдет, рядом построят еще один корпус, а этот обвалуют. И через сто лет в итоге тут будет просто безопасных холмик набитый бетоном.
Это здание было последним пунктом экскурсии. Дальше проверка на трех приборах (руки/ноги, руки/ноги/корпус/голова, ручной дозиметр) и переодевание:
Вот и все, по идее. Жаль не оставили фото процесса остекловывания отходов, это когда высокорадиоактивные частицы смешиваются со стеклобоем, расплавляются и заливаются в тубы, которые потом уезжают на длительное хранение. Но секретность, ничего не попишешь. США и Европа ярко переживают, что не сумели зарыть это предприятие в 90-е. Не срослось.
В дальнейшем планирую выложить видео, из тех что поинтереснее. Плюс несколько сюжетов дала пресс-служба на флешке. Ну и в группе у них многое найти можно: https://vk.com/mayak_ozersk
Предвосхищая вопрос "а что ты получил, подлый блогер, за этот репортаж", отвечу:
Вот такую вот книгу (тираж всего 5.000 экз), описывающую всю историю становления Маяка, с первых дней. Этот уникальный комплекс был построен ценой неимоверных усилий и множества жизней. Речь шла о выживании страны. Если бы мы не создали свой ядерный щит, не разработали свои атомные бомбы - нам их сбросили бы с американских бомбардировщиков.
Для создателей Маяка - война в 1945-м только началась. В ней было много жертв, но гораздо меньше, чем могло бы быть, отбомбись США по двумста промышленным и военным объектам СССР, как планировалось.
P.S. Самое интересное, что книгу я достал уже после написания первой половины этого поста. То бишь название пришло просто откуда то изнутри, и совпало с книгой.
P.S.S. Зарекался про рутений писать, но скандал с продолжается. Журналисты Знака вчера при нас звонили главному инженеру, и вот статья, ссылку только скинули:
На фоне скандала с рутением объявлен тендер на очистку от радиации завода ПО «Маяк» https://www.znak.com/2017-12-0...
- Об объявленном конкурсе на своей странице Facebook первой заявила эмигрировавшая в Францию правозащитница из Озерска Надежда Кутепова, традиционно выступающая с критикой деятельности атомщиков. «Друзья мои. «Росатом» и «Маяк» нас считают все за идиотов, — написала Надежда Кутепова. — Внезапно 29 ноября 2017 года «Маяк» решил реабилитировать территорию завода 235... от последствий аварии 57 года.
Кто такая Надя, написано здесь: https://general-ivanoff.livejo...
Надя из Франции не в курсе, что ликвидация последствий аварии 1957 года и вообще тех методов работы - она ведется постоянно, каждый год. Ибо период полураспада многих изотопов за сотню лет.
Подобная авария была и в США. Причем что у них, что у нас - дело было не столько в аварии, сколько просто в отсутствии должных знаний и опыта. И мы и американцы в свое время были уверены, что радиоактивные отходы можно просто сливать в реки. И мы и они теперь вынуждены все это чистить.