Дискуссия «быть или не быть железной дороге до
красноярского аэропорта», похоже, достигла кульминации: к концу июля в
федеральный Минтранс должен быть представлен проект строительства
железнодорожной ветки и организации перевозок по ней
Как сделать аэропорт «Емельяново» более доступным для
авиапассажиров, — тема, обсуждавшаяся как минимум последние десять лет.
Сейчас в воздушную гавань, расположенную в 30 километрах от города,
можно добраться только автотранспортом: в порт из города несколько раз
в сутки ходит рейсовый автобус (по пути заезжая в поселок Емельяново)
и несколько приходящих междугородних экспрессов (в среднем раз в час).
Значительная часть авиапассажиров предпочитает добираться на собственных
авто или же на такси. Попытки как-то упорядочить автобусные перевозки
предпринимались неоднократно: новые рейсы регулярно вводились и столь
же регулярно убирались. Перевозчики жаловались на низкий спрос,
пассажиры — на неудобное расписание, не согласованное со временем
вылетов, и длительность пути: участок федеральной трассы Р-255 «Сибирь»
достаточно загружен: это направление не только в аэропорт, но и
в Западную Сибирь, кроме того, Емельяновский район характеризуется
довольно плотной жилой застройкой. Пробки на въезде и выезде из города
в часы пик на этом направлении уже стали привычным явлением. Поэтому
железнодорожная ветка — не только вопрос комфорта авиапассажиров, это
решение логистических проблем региона и повышение безопасности
перевозок.
— Конечно, железнодорожная ветка разгрузит гостевую трассу
от Красноярска до аэропорта, сегодня в утренние и вечерние часы пик
интенсивности движения на этом участке достигает 100 машин в минуту, —
поясняет министр транспорта Красноярского края Сергей Еремин. — Плюс это
вопрос безопасности: организация движения по железной дороге будет
способствовать снижению количества ДТП.
Экспресс невыгоден
В активную фазу обсуждение идеи вошло с началом подготовки
к универсиаде — Всемирным студенческим зимним играм, которые Красноярск
будет принимать в 2019 году. Одно из требований FISU (Международной
ассоциации студенческого спорта) — гости и участники Игр должны
добираться из аэропорта до спортивных объектов в течение часа.
Теоретически это возможно и при существующей транспортной системе —
в отдельные часы. На практике же путь к стадиону может занять несколько
часов — пробки в Красноярске стали обыденным явлением. Решающим голосом
в этом вопросе стал голос президента России Владимира Путина, который
в марте нынешнего года провел в Красноярске большое совещание
по подготовке к универсиаде. Глава государства поставил задачу
федеральному Минтрансу, краевому правительству и РЖД рассмотреть проект
со всех точек зрения и предложить наиболее оптимальный вариант.
По большому счету, выбор лежал между двумя вариантами: прокладкой
линии аэроэкспресса или запуском грузопассажирского движения. И, судя
по тому, как развиваются события, скоростная электричка в аэропорт
к оптимальным вариантам не относится по ряду причин. Первая —
перспективы окупаемости. По расчетам специалистов Красноярской железной
дороги, аэроэкспресс оправдает себя, если пассажиропоток в аэропорт
будет не менее 3,5 миллионов человек в год, сейчас Емельяново принимает
в полтора раза меньше пассажиров. В последние два года их количество
стабильно увеличивается, однако до расчетных 3,5 миллионов еще
далековато.
— Вопрос увеличения пассажиропотока — это лишь небольшая часть
окупаемости ЖД ветки, — считает Сергей Еремин. — По расчетам, сегодня
пассажиропоток железнодорожной линии составлял бы порядка 750 тысяч
человек в год. Экономически целесообразно говорить не только
о пассажирских перевозках, но и об организации доставки грузов.
Вторая причина — технические и инфраструктурные требования к самой
железнодорожной линии. Аэроэкспресс подразумевает организацию
безостановочного скоростного пассажирского движения из точки А в точку
Б. Это исключает возможность грузовых перевозок по ветке и не решает
логистические проблемы полностью.
План Б
Логичнее, рассудили специалисты, построить грузопассажирскую ветку и пустить по ней не экспресс, а обычную электричку.
— В пиковые часы по вылету и прилету в аэропорт будут ходить
пассажирские электрички, а в остальное время — грузовые поезда, —
рассказывает генеральный директор аэропорта «Емельяново» Андрей
Метцлер. — На электричке смогут ездить не только пассажиры и их
сопровождающие, но и сотрудники аэропорта, сопутствующих предприятий
сервиса и услуг, жители населенных пунктов Емельяновского района.
Авторы проекта настаивают: электричка в аэропорт будет существовать
не сама по себе, ее расписание и маршрут будут увязаны с городской сетью
наземного транспорта и проектом «городская электричка» — это специально
организованные маршруты внутри Красноярска, позволяющие жителям в часы
пик без пробок добираться с окраин до центра и противоположных «концов»
города. Оборудовав транспортно-пересадочные узлы (на некоторых ключевых
станциях они уже есть), можно будет обеспечить удобный трансфер
в аэропорт не только красноярцам, но и жителям Дивногорска,
Железногорска и Березовки.
По предварительным расчетам, стоимость проезда из Красноярска
до поселка Емельяново составит 36 рублей (согласно зональным тарифам
Красноярской железной дороги), билет до аэропорта будет стоить
140 рублей.
— Был проведен социологический опрос среди пассажиров аэропорта,
жителей Красноярска и поселков Емельяновского района, в нем участвовали
более 20 тысяч человек, более 70% из них готовы воспользоваться
электричкой при таких тарифах, — говорит Андрей Метцлер.
Нужен хаб
И все же развитие пассажирских перевозок — сейчас не главная задача
для «Емельяново», хотя после завершения строительства нового терминала
и реконструкции старого аэропорт сможет принимать до пяти миллионов
пассажиров в год. Большой потенциал кроется в перевалке грузов через
Красноярск. Город находится на пересечении торговых потоков между
производствами в Восточной и Юго-Восточной Азии и рынками сбыта в Европе
и Северной Америке, и это преимущество грех не использовать.
— Мы провели оценку действующих логистических маршрутов для пар
городов из Европы и Китая. Для некоторых из них консолидация грузов
в Красноярске может дать экономию на транспортировке до 35% на каждом
рейсе. При этом консолидация товаров в Красноярске на пути к конечному
потребителю позволит сократить пролетаемую дистанцию в среднем
на 7,5%, — отмечает управляющий директор авиабизнеса компании «Базовый
Элемент» Алексей Васильченко.
Железнодорожная ветка и нужна для того, чтобы привлечь
карго-перевозчиков: она позволит снизить стоимость перевозки груза, при
этом сохранив скорость и обеспечив надежность доставки. Есть
у «Емельяново» и еще одно преимущество, которое может стать ключевым для
зарубежных авиаперевозчиков.
— Стоимость авиационного топлива в аэропорту Красноярска примерно
на 8–10% ниже, чем в крупнейших аэропортах Китая, более равномерные
плечи маршрута увеличивают эффективность использования воздушного
судна, — рассуждает Алексей Васильченко. — Повышение полезной загрузки
воздушных судов в среднем составит 23%, что примерно 26 дополнительных
тонн для популярного грузового воздушного судна «Боинг 747–400». Таким
образом, логистические и грузовые компании могут выбирать более удобные
пути.
По прогнозным оценкам, грузопоток по новой железнодорожной ветке
из Красноярска в аэропорт к 2030 году может составить более миллиарда
тонн.
Порт пяти морей
Есть и более глобальная идея — сделать «Емельяново» «сухим портом» —
так называют центры перевалки морских грузов на направлениях внутри
страны. Их задача — разгрузить складские площади морских портов,
перенеся все процессы, связанные с таможенным оформлением грузов,
их хранением и комплектацией. На первый взгляд, где Красноярск, а где
ближайшее море, но, по мнению спикера краевого парламента Александра
Усса, идея вполне жизнеспособная. И ключевым фактором ее реализации
может стать железная дорога.
— Сегодня над Красноярском «пролетает» порядка 4 миллионов тонн
грузов, логистический грузовой центр может обрабатывать 2–2,5 миллиона
тонн, — говорит глава Заксобрания. — Красноярск географически находится
в уникальном месте. С одной стороны, это кроссполярная трасса — перелеты
из Северной Америки в Юго-Восточную Азию. С другой стороны, Транссиб.
Здесь же проходит федеральная автомобильная трасса. Поэтому нельзя
смотреть на железнодорожную ветку с позиции мелких лавочников. Это
масштабный федеральный проект, который обеспечит толчок в развитии
Сибири.
Алексей Васильченко отмечает, что для полноценной интеграции
Красноярска в международную логистическую сеть нужен еще один шаг:
создание на территории аэропорта «Емельяново» особой экономической зоны
с развитием логистических, производственных и сопутствующих видов
бизнеса.
— После установления дополнительных правовых условий станет возможным
перенаправление мировых грузопотоков объеме до 500 тысяч тонн грузов
в год, проходящих, в данный момент, по неоптимальным маршрутам, —
подчеркивает Васильченко. — Суммарный потенциальный поток до 2030 года
оценивается 750 тысяч тонн. Мы ожидаем, что резидентами ОЭЗ будут
крупнейшие логистические компании и консолидаторы грузов, сборочные
производства и производства с высокой добавленной стоимостью, а также
сопутствующие грузы.
За чей счет этот банкет
Выгоды для Красноярска в этом проекте очевидны. После перехода
в управление структурами Олега Дерипаски аэропорт «Емельяново»
существенно увеличил отчисления в местные бюджеты: за два года
он перечислил более 600 миллионов в виде налогов. В случае запуска
железнодорожного сообщения авторы проекта прогнозируют совокупный эффект
только от работы ветки в 2,5 миллиарда рублей в год — это и результат
создания новых рабочих мест (порядка 2 000 по прогнозу), и налоги
от сопутствующих видов бизнеса, и возможности, которые дает наличие
инфраструктуры.
Примерная стоимость строительства железной дороги — 7,3 миллиардов
рублей. Вопрос только в том, за чей счет она должна быть построена.
На мартовском совещании в Красноярске президент России Владимир Путин
свою позицию обозначил: создание инфраструктуры — это обязанность
государства. «Но нужно подумать, чтобы в процессе принимали участие
и оператор, и край, и федерация», — заметил он.
Министр транспорта России Максим Соколов предложил дофинансировать
проект за счет продажи части акций аэропорта, которые сейчас находятся
в собственности края. Напомним, структуры Дерипаски приобрели
на аукционе 51% акций, заплатив на них чуть больше двух миллиардов
рублей и еще два миллиарда отдав в краевую казну в качестве обеспечения
работ по реконструкции аэропорта. 49% акций принадлежит Красноярскому
краю.
Выгоду проекта, заметную невооруженным взглядом, но все же тщательно
просчитанную экспертами, осознают и краевые, и федеральные власти. Дело
за решением инфраструктурных проблем, необходимых для развития
транспортно-логистического узла. Создание особого налогового режима,
упрощение таможенного оформления и другие дополнительные правовые
условия для бизнеса в проектируемой зоне ускорят процесс получения
экономического эффекта от вложенных инвестиций. А готовность крупного
бизнеса на партнерство с государством и вложение собственных ресурсов
служит дополнительным гарантом того, что совокупный эффект от ГЧП ближе,
чем кажется.