Предлагаю
Вашему вниманию фоторепортаж о строительстве Петербургского
метрополитена. В настоящий момент в Санкт-Петербурге идёт строительство 9
новых станций и 1 электродепо, причём строительные работы идут на 4-х
линиях одновременно. На северо-западе города идёт строительство станций
«Беговая» и «Новокрестовская» на Невско-Василеостровской линии,
в центральной части — станций «Горный институт» и «Театральная»
на Правобережной линии, на юге строятся станций «Проспект Славы»,
«Дунайская» и «Шушары», а также депо «Южное» на Фрунзенско-Приморской
линии, а на юго-западе Санкт-Петербурга началось строительство станций
«Путиловская» и «Юго-Западная» новой Красносельско-Калининской линии.
Вот про всё это многообразие мы с Вами и поговорим, и начнём с самого интересного!
Одной
из отличительных особенностей Петербургского метростроения является
строительство двухпутных совмещённых перегонных тоннелей диаметром 10.3
метра:
Первый
такой тоннель в Санкт-Петербурге (и в России вообще) был построен
на Фрунзенско-Приморской линии, проходка тоннеля длиной 3787 метров
началась 23 января 2014 года и закончилась 11 июня 2015 года. В декабре
2015 года началось строительство 2-го тоннеля на Невско-Василеостровской
линии, к настоящему моменту из 5.2 км тоннелепроходческий
механизированный комплекс (ТПМК) Herrenknecht «Надежда» прошёл уже более
4.7 км, причём часть пути щит прошёл под дном Финского залива.
1. Тоннелепроходческий механизированный комплекс Herrenknecht «Надежда»:
2. Укладка высокоточных блоков железобетонной обделки:
3. Так выглядит двухпутный тоннель, построенный ТПМК:
Справа идёт мостик для рабочих, слева — конвейер для грунта, сверху идёт труба вентиляции.
4. Горизонтальный и вертикальный конвейеры для удаления грунта из тоннеля:
Фигурка рабочего даёт хорошее представление о масштабе стартового котлована!
Обычно
сперва завершается проходка тоннеля, демонтируется проходческий
комплекс, и только после этого начинается заливка бетонного основания
для укладки путей и монтаж перекрытия вентиляционного короба (видны
на схеме выше).
По ряду причин строительство этого участка метро
началось с большим опозданием, поэтому для сокращения сроков проходку
тоннеля и работы по его достройке пришлось совместить.
Для этого петербургские метростроевцы нашли оригинальные технические решения!
5. Металлические балки основания плиты перекрытия вентиляционного канала,
установленные между цепей, на которых к своду тоннеля подвешена лента
транспортёра:
Поскольку
во время проходки тоннеля по нему ездит специальное транспортное
средство, которое подвозит к проходческому комплексу необходимые
строительные материалы, работы по бетонированию лотка тоннеля
выполнялись в несколько этапов.
6. 7. Сперва бетонируют боковые части лотка:
8. Между ними оставляют проезд достаточной ширины для транспортного средства:
9. Когда бетон набирает прочность, на получившиеся опоры кладут металлический мост:
10. Мост имеет пандус для заезда и съезда транспорта:
Теперь под защитой моста можно бетонировать среднюю часть лотка!
11. Когда бетон набирает прочность, мост с помощью лебёдок передвигают дальше:
На мой взгляд гениальное решение!
12. На ровное бетонное основание под ленту транспортёра установлены опоры,
цепи сняты, теперь можно бетонировать перекрытие вентиляционного канала:
13. После прохода щитом станции «Новокрестовская» выдачу породы
из строящегося тоннеля и подачу стройматериалов из стартового котлована
перенесли на Крестовский остров, а на перегоне между «Беговой» и
«Новокрестовской» началась укладка рельсов:
14. Осталось уложить кабели, и тоннель готов:
Второй
отличительной особенностью Петербургского метростроения является
строительство станций мелкого заложения методом «Top Down» («Сверху
вниз»). Сейчас с использованием этой технологии в городе строятся 3
станции — «Дунайская», «Беговая» и «Новокрестовская». Станции имеют
похожую конструкцию — на верхнем этаже находятся вестибюли, на среднем —
технические помещения, а на нижнем этаже станции находятся 2
пассажирские платформы, связанные с верхнем этажом эскалаторами:
15. «Беговая» в мае 2016 года — идёт монтаж опалубки для бетонирования верхней плиты:
16. Строительство станции «Беговая» в июле 2017 года:
17. Будущий вход на станцию:
18. Армирование плиты перекрытия между средним и нижнем этажом станции:
19. Проёмы в перекрытиях станции — тут будут смонтированы эскалаторы:
20. ТПМК прошёл станцию транзитом, и на нижнем этаже идёт демонтаж участка тоннеля:
21. Устройство для демонтажа верхнего свода тоннеля:
22. Нижний уровень станции — строительство «Беговой» идёт в сложных условиях:
23. А это нижний уровень станции «Новокрестовская» — тут дела идут гораздо лучше!
24. Закончена разделительная стена, на платформах станции началась укладка гранита:
25. Идёт монтаж эскалаторов:
26. Отделочные работы на верхнем этаже «Новокрестовской»:
27. Пробный вариант декоративного оформления станции:
28. Тоннель, ведущий от «Новокрестовской» в сторону «Приморской»:
29. На острове Декабристов завершается сооружение демонтажной камеры для «Надежды»:
30.Здесь закончится двухпутный тоннель и начнутся 2 однопутных:
31. На соседнем Васильевском острове идёт строительство станции «Горный институт»:
32. Строительство вестибюля станции на пересечении Большого проспекта и Косой линии:
33. В конце января этого года началась проходка правого перегонного тоннеля
от станции «Горный институт» до станции «Театральная» длиной 2241 метр.
К настоящему моменту проходческий щит КТ-1 5.6 прошёл более 900 метров,
сейчас щит идёт под Большой Невой:
34. Строительство станции метро «Театральная»:
Внимание! Завтра вечером этот пост будет дополнен! :)