Масштабный культурный проект волгоградских
активистов «Извините, вы не видели Лосева?» возродил городскую легенду о
художнике Викторе Лосеве и попытался превратить город военной истории в
город художников
Виктор Лосев — волгоградский живописец с
классической судьбой импрессиониста в послевоенном Советском Союзе: его
не принимали в Союз художников, не делали его выставок. Но он стал
единственным художником, которому удалось написать невоенную историю
Волгограда. Интерес к его творчеству родился в 1990-х годах, Лосева
стали выставлять, покупать для коллекций, изучать в галереях. Но до поры
до времени художник оставался символом города только в художественной и
научной среде. Вписать его в город для горожан, сделать частью
городской идентичности может фестиваль уличных художников «Извините, вы
не видели Лосева?».
«До реализации проекта о художнике во всей стране помнили два
человека, — рассказывает научный руководитель Института региональной
экономики и социального проектирования, куратор проекта Дмитрий Грушевский. —
Это волгоградский галерист Ирина Басова, поклонник его творчества,
работавшая в советское время секретарём регионального отделения Союза
художников СССР, и московский искусствовед Татьяна Гафар, автор очерка
"Импрессионист в монументальном городе”, в котором исследуется жизнь и
творчество художника».
Дмитрий Грушевский создал концепцию проекта, включившую фестиваль
художников, а главное, создание каталога тех лосевских работ, которые
хранятся у жителей Волгограда дома. Проект поддержал благотворительный
фонд В. Потанина.
«Мы решили не развлекать горожан и туристов, а создать общее дело, и
поставили перед собою и коллегами исследовательскую задачу: собрать
вместе картины мастера, которые он дарил и продавал или обменивал на
краски и еду, — рассказывает Дмитрий Грушевский — Оцифровать их,
провести каталогизацию, записать и издать персональные истории встречи
горожан с мастером, организовать выставки. Чтобы "поставить город на
уши”, запустить процесс общения между горожанами, обмена информацией, мы
организовали в излюбленных рабочих местах Виктора Лосева мастер-классы
профессиональных художников, пленэры учащихся художественных школ и
студентов, обучающихся на художественных отделениях вузов».
15 мая 2016 года художники из Астрахани, Волгограда, Волжского,
Москвы, Саратова и Элисты вышли на Аллею Героев, центральную набережную,
в парки «Волгоград-Баку» и имени Гагарина, в Сквер имени Саши
Филиппова — писать город и прохожих так, как это делал Виктор Лосев.
Пленэр-фестиваль стал ключевым событием в проекте «Извините, вы не
видели Лосева?». До этого его авторы провели масштабное исследование
культурной жизни города, создали серию выставок работ художника — «Муза №
26. Художник и его модели», «Город в деталях», «Стена романтика»
(фотокопии работ), «Город и горожане», нашли многих владельцев картин и
оцифровали 387 произведений, хранящихся в семьях волгоградцев, создали
электронный каталог, экземпляры которого переданы в ВГМИИ имени И.И.
Машкова, Библиотеку имени М. Горького и Институт художественного
образования (ИХО) ВГСПУ.
Когда проект начал реализовываться, прошла первая выставка «Муза №
26. Художник и его модели». Коллективная память включилась. Нашлись
модели Виктора Лосева. Они познакомились, стали встречаться, делиться
воспоминаниями, показывать друг другу и остальным волгоградцам
хранящиеся в их семьях картины. Авторы проекта записали 17 персональных
историй встреч горожан с Виктором Лосевым. Например, как волгоградка Ольга Городнова узнала себя в «Читающей девушке», написанной на пленэре в Сквере имени Саши Филиппова в 1970 году.
«Мы предложили новый формат исследовательской работы — синтез шоу,
квеста и исследования, — объясняет куратор. — По сути, это инновационная
технология взаимодействия музея и местного сообщества. Обычно коллекции
формируются музеями и предъявляются зрителям. Выставки, которые мы
организовали в рамках проекта, устроены с точностью до наоборот:
горожане формировали экспозиции и предъявляли их выставочным залам и
музею».
«Дима смог найти форму, которая объединила различные действия по
изучению, популяризации, осмыслению творчества Виктора Лосева,
предпринятые в 2000-х годах. Запуск процесса собрания коллекции горожан и
большая городская акция позволили вывести его творчество из сугубо
научной среды в городскую культуру», — говорит искусствовед Татьяна Гафар.
Дмитрий Грушевский рассказывает о том, как большой культурный проект
может изменить город. Волгоград воспринимается жителями и гостями как
город военных образов: как город Победы и как город так и не
окончившейся войны. Это сказывалось на линейке городских событий,
визуальном ряде мегаполиса, менталитете жителей, зачастую воспринимающих
мир в чёрно-белых тонах. Когда социологи анализировали анкеты и
глубинные интервью волгоградцев, у них сложилось ощущение, что они
работали на фронте или на кладбище. Будто у города нет мирной истории,
нет городских мифов и легенд за пределами контекста военных подвигов.
Руководитель отдела социокультурных исследований «Левада-центра» Алексей Левинсон говорил авторам проекта: «Город можно вывернуть наизнанку… Нужна сильная городская легенда».
В 1969 году ранние работы Виктора Лосева были сожжены хозяином
подвала, в котором он работал. Самого художника из подвала выгнали.
Своей мастерской у него не было. Он стал писать город прямо на улицах и
раздаривать свои картины его жителям. Художник верил, что так они будут в
большей сохранности. Выставки тоже делал на улицах — развешивал картины
на деревьях. Писал порою на обратной стороне чертежей, подобранных у
Горхоза. «Его картины — это мирный Волгоград с ещё царицынскими домами,
улочками, портретами студентов, художников, прохожих. Он писал лёгкой и
чистой кистью. Виктор Лосев — очень недооценённый художник», —
рассказывает один из авторов проекта, владелица арт-салона и
коллекционер Ирина Басова. Биографическая ткань
художника настолько мифологична, окрашена в служение искусству, что
городскую легенду оставалось только возродить. «Извините, вы не видели
Лосева?», — спрашивали друг друга горожане, когда он вдруг исчезал —
уезжал писать в другие места. Чаще всего — в Горячий Ключ Краснодарского
края.
«В какой-то момент стало понятно, что Лосев для Волгограда — это
больше чем просто один из художников. Художественное творчество, которое
связано с Волгоградом, в большей степени было посвящено Сталинградской
битве. Виктора Лосева нельзя назвать диссидентом, он просто был вне
соцреализма, но оказался единственным, кто понял и прочувствовал город
не как памятник, а как город людей. Мы Волгоград 50-х и 60-х годов можем
представить по фотографиям и по картинам Лосева. Он такой городской
летописец», — добавляет Татьяна Гафар.
«Сложилось ощущение, что город ждал наш проект. Куда бы мы ни
обращались, нам говорили "Здорово!” И включались. Первым таким человеком
стал директор Сквера имени Саши Филиппова Алексей Никулин. Затем
поддержку предложили МГМИИ имени И. И. Машкова, Благотворительный фонд
"Царицынская муза”, Библиотека имени М. Горького. Помогали все: куратор
Фёдор Ермолов, искусствоведы Ольга Малкова и Лидия Ишкова, реставратор
Галина Копаева, журналисты Юлия Гречухина и Виктория Шадчина, дизайнер
Сергей Черкесов, заслуженный художник России Владислав Коваль,
волгоградские художники», — вспоминает Грушевский.
Забытая городская легенда смогла вовлечь в проект городские
сообщества, музейных работников, бизнес, художников со всей России.
Аудитория проекта составила более 14 тысяч человек. Выросла посещаемость
ВГМИИ имени И.И. Машкова и спрос на образовательные услуги детских школ
искусств и творческих студий. Теперь фестиваль уличных художников в
Волгограде станет ежегодным. Дмитрий Грушевский считает, что фестиваль
может стать новой традицией для Волгограда: «Проект завершить
невозможно: люди звонят, пишут, приглашают в гости. У волгоградцев
хранится более трёх тысяч картин художника. Исследовательская работа
продолжается».