Согласно материалам на сайте госзакупок ( здесь и здесь ),
29 декабря 2016 года АО «Амурский судостроительный завод» (АСЗ;
входит в состав АО «Объединенная судостроительная корпорация» —
ОСК) в Комсомольске-на-Амуре получило контракты на строительство
двух грузопассажирских автомобильно-железнодорожных паромов для
паромной линии Ванино — Холмск (остров Сахалин). Стоимость
каждого судна составляет 4,936 млрд рублей. Заказчиком паромов
выступает ПАО «Государственная транспортная лизинговая компания»
(ГТЛК). Контракт заключен без конкурса, с АСЗ как единственным
поставщиком.
Источником финансирования строительства паромов будут средства
как федерального, так и местного бюджетов. Согласно Постановлению Правительства
России от 26 декабря 2016 года № 1487 «О предоставлении бюджетных
инвестиций для строительства двух автомобильно-железнодорожных
паромов в целях лизинга (аренды) для эксплуатации на линии Ванино
- Холмск» из федерального бюджета должны быть выделены инвестиции
на сумму 5,544 млрд рублей. Еще четыре миллиарда рублей будут
выделены из бюджета Сахалинской области —
соответсвующий закон был
принят областной думой в начале декабря 2016 года.
Стоит
отметить, что ранее, в ноябре 2016 года ГТЛК уже объявляла
тендер на два парома для Сахалина, с общей начальной стоимостью в 10
млрд рублей. Тогда на конкурс, помимо АСЗ, была также подана
завяка со стороны ООО «Невский судостроительно-судоремонтный
завод» (Шлиссельбург), ценовое предложение первого участника
(АСЗ) составляло 4,945 млрд рублей за судно, а второго — 4,940
млрд рублей. Однако в итоге тендер был отменен заказчиком и теперь
заказ на паромы на внеконкурсной основе получил АСЗ.
Напомним, что история с планами постройки двух новых паромов для Сахалина тянется уже
довольно длительное время. Строительство двух новых
автомобильно-железнодорожных паромов для связи Сахалина с материком было запланировано в Федеральной целевой программе «Социально-экономическое развитие
Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2018 года»,
при этом была заложена стоимость строительства двух судов в 5,544
млрд рублей.
Еще 160 млн руб. Росморречфлот был готов выплатить
за проектирование паромов. В ходе проведения тендера на проектирование
в 2012 году даже удалось сэкономить четверть этой
суммы — контракт с ЗАО «Морское Инженерное Бюро-дизайн-СПб» был заключен в декабре
2012 года на сумму в 120 млн руб. Разработанный проект получил
индекс CNF11CPD и в октябре 2013 года он был одобрен на Экспертном совете Росморречфлота.
По данным
разработчика паром предназначен для перевозки на трех
грузовых палубах 30 железнодорожных вагонов российского, всех 48
грузовых автопоездов, 28 легковых автомобилей и 150
пассажиров. Дедвейт судна составит около 6420 тонн, максимальная
длина 131 метр, габаритная ширина 22,6 метра, осадка 7 метров.
Максимальная скорость хода 18 узлов. Дальность плавания 1500
морских миль при 12 узлах. Поскольку линия «Ванино — Холмск»
имеет ряд особенностей и сложностей при эксплуатации, то при
проектировании паромов были заложены решения, направленные
на обеспечение безопасного захода в порт Холмск, имеющий особенности
в гидрометеорологическом отношении, и на круглогодичную
эксплуатацию в порту Ванино за счет наличия высокой ледовой
категории ARC5, позволяющей двигаться во льду толщиной 80
см на скорости около 6-8 узлов и во льду толщиной 1 м на скорости около
3 узлов. В отличие от ныне эксплуатируемых паромов типа
«Сахалин», новые паромы имеют неограниченный район плавания
и соответственно не имеют ограничений по погодным условиям.
В августе 2014 года подведомственное Росморечфлоту ФКУ «Дирекция
государственного заказчика программ развития морского транспорта»
провело первый тендер на постройку двух паромов по данному проекту, с начальной ценой за две единицы в вышеупомянутые плановые 5,544 млрд руб. Однако
единственный заявившийся участник аукциона в лице ОСК был готов
заключить контракт только по более высокой цене в 9,296 млрд
руб., в связи с чем итоги торгов были признаны несостоявшимися.
Повторная попытка провести
закупку в сентябре 2014 года также успеха не имела —
проведение тендера было прекращено в ноябре по инициативе
заказчика в первую очередь в связи с отсутствием
заинтересованности в строительстве паромов со стороны
отечественных предприятий, так как ценовые предложения указанных
предприятий значительно (в два раза) превышали начальную
(максимальную) цену контракта. Следует отметить, что заявленные
российскими предприятиями ценовые параметры в значительной мере
обуславливались вывзванной падением курса рубля ростом рублевой
цены на импортное оборудование, в изобилии примененное в проекте.В конечном счете теперь заказчику пришлось уступить
реальности и теперь заключить с АСЗ контракт по цене, фактически
заявлявшейся ОСК еще в августе 2014 года. Остается, правда,
вопрос способности АСЗ выполнить условия контракта в заданный
срок и по заявленной контрактной цене.