«У нас идет процесс захвата мечетей выходцами из Центральной Азии», – утверждают религиоведы, комментируя идущие в России задержания исламских экстремистов. Специалисты рассказывают, как исламские проповедники религиозного толка успешно обманывают российских чиновников, получая их поддержку на распространение радикального ислама.
В среду на встрече с офицерами и прокурорами по случаю их назначения на вышестоящие должности Владимир Путин дал высокую оценку деятельности ФСБ:
«За десять месяцев 2016 года благодаря Федеральной службе безопасности предотвращены более тридцати преступлений террористической направленности, в том числе десять террористических актов», – цитирует слова президента РИА «Новости».
Своего рода подтверждением этих слов стала проведенная в ночь со вторника на среду совместная операция Центра по противодействию экстремизму ГУ МВД РФ по Москве, МВД и ФСБ России, в ходе которой в столице и Подмосковье были задержаны более двадцати человек, из них двенадцать человек – в самой Москве.
Как сообщает ТАСС со ссылкой на источник в ГУ МВД, задержанные в столице «по предварительным данным ... организовали проведение агитационных занятий по вовлечению граждан в деятельность запрещенной на территории РФ организации экстремистского толка... Следственным управлением ФСБ по Москве и Московской области по данному факту возбуждено уголовное дело по ст. 205.5 УК РФ (организация деятельности террористической организации и участие в деятельности такой организации)».
Россия как питательная среда для исламизма
По мнению доктора исторических наук, исламоведа Романа Силантьева, которое он высказал в разговоре с газетой ВЗГЛЯД, нынешнее задержание свидетельствует о том, что проблемы исламизма и исламского терроризма крайне актуальны для современной России:
«Подобные задержания происходят в крупных городах России еженедельно. И предотвращается большое количество покушений на теракты. Самое интересное, что те мигранты из Средней Азии, которых арестовывают у нас за принадлежность к запрещенным в России исламистским группировкам, не приезжают в Россию с подобными идеями. Как показывает практика, большинство из них радикализируется именно у нас».
По словам исламоведа, «вербовка» выходцев из Центральной Азии и Закавказья, а также граждан России нередко происходит в мечетях, где подобные агитаторы чувствуют себя комфортно.
«Этой осенью в столице был прецедентный случай, когда из московской соборной мечети поначалу были изгнаны азербайджанцы-шииты, а после – таджикский проповедник, выступавший против ИГИЛ (запрещенной в России экстремистской организации – прим. ВЗГЛЯД) – его даже порезали, после чего с ним ушли многие соплеменники-таджики, – рассказывает Силантьев. – Получается, что в московской соборной мечети не рады тем, кто борется против ИГИЛ? Кстати, ненависть к шиитам – это признак, всегда отличавший приверженцев ваххабизма».
Корень проблемы исламовед видит в слабости российского законодательства, касающегося экстремистских религиозных течений, и в том, что в мечетях по линии мусульманского духовенства исламистами никто всерьез не занимается.
Чиновники не различают оттенки
Президент Информационно-аналитического центра «Религия и общество», востоковед Алексей Гришин отчасти солидарен со своим коллегой, но считает, что исламизм приживается в России еще и потому, что в стране мало специалистов, которые могли бы заниматься этим вопросом:
«Знаете, какую претензию постоянно высказывают России во время саммитов спецслужб СНГ представители стран Центральной Азии? Они говорят, что мы «приютили» у себя их экстремистов. В этих странах существуют жесточайшие законы по отношению к исламистам, где только за принадлежность к запрещенной организации можно сесть на 15–20 лет. И все эти люди бегут именно в Россию. Не случайно сейчас у нас идет процесс захвата мечетей выходцами из Центральной Азии. Этот процесс пока еще не так заметен в Центральной России, но полным ходом идет в Оренбургской области, Западной Сибири, на Урале».#{religion}
По словам эксперта, именно желанием оградить традиционный ислам от влияния экстремистских течений обусловлено решение Духовного управления мусульман Татарстана читать пятничные проповеди исключительно на татарском языке. Что было воспринято в Москве как чуть ли не проявление шовинизма.
«На самом деле, я полностью поддерживаю такое решение Татарстана, потому что, как это ни парадоксально звучит, языком общения для исламистов разных регионов и стран является русский, – говорит Гришин. – Последние пять–шесть лет экстремисты успешно обманывают российских чиновников. Например, приходят под видом традиционной мусульманской организации и предлагают план работы с мусульманской молодежью, программы по противодействию терроризму. Причем в разные города и регионы приносят практически идентичные планы. И чиновники не могут распознать подвох, потому что нет механизма оценки подобных заявок, госоргана, куда бы чиновник мог обратиться для того, чтобы проверить то, что ему принесли. Но сверху ему поставлена задача по борьбе с терроризмом, взаимодействию с мусульманскими организациями, и он хватается за предложение от «общественников». Тем более что «успешная работа» может обернуться наградами и повышением по службе. А новые друзья готовы еще и дать информацию по действующим под боком экстремистам, под которыми они, конечно, подразумевают приверженцев традиционного ислама, патриотов России. И по подсказке новых «друзей» власть начинает давить последних. Такое происходило неоднократно».
По мнению эксперта, в России нужно срочно готовить специалистов по взаимодействию с мусульманскими организациями, которые могли бы отличить «белое от черного». В противном случае через десять–пятнадцать лет Россия превратится в одно большое Косово и «придется ходить на работу с автоматами в руках».
«Нужно упорядочить и структуру российского ислама, – убежден Алексей Гришин. – В России существует лишь один признанный на мировом уровне мусульманский лидер, имеющий титул шейх-уль-ислам, – это Талгат Таджуддин, но при этом он почему-то не единственный муфтий в России, в нашей стране их 78! В Азербайджане, где есть и шииты, и сунниты, – один, который авторитетен и для тех, и для других. А у нас каждый из 78 может издать собственную фетву, и где тут разобраться рядовому мусульманину?».
«Сирийцы» еще не проснулись
В разговоре с газетой ВЗГЛЯД доктор исторических наук, востоковед и исламовед Александр Малашенко назвал еще одну проблему, связанную с исламизмом, но до сегодняшнего момента себя не проявившую:
«Известно, что приличное количество граждан России уезжало в Сирию и Ирак. И последние полгода они начали возвращаться. Пока эти люди ведут себя тихо. Но у них есть определенный военный потенциал, а также религиозный и идеологический. И с ними нужно быть начеку».
Малашенко отмечает, что прибывающие из Центральной Азии и Закавказья мигранты, подпадая под действие исламистских движений, взаимодействуют с гражданами России – жителями Северного Кавказа, Татарстана, Башкортостана. Поэтому задержанные мигранты – это только часть проблемы. И ситуация может усугубиться, поскольку «сделать ислам полностью управляемым просто невозможно».
Напомним, что 12 ноября в Москве и Санкт-Петербурге ФСБ была задержана группа из десяти выходцев из Центральной Азии, которые планировали провести в обеих столицах теракты по парижскому сценарию. А 7 ноября в Волгоградской области была обезврежена организованная группа, причастная к финансированию международных террористических организаций, в том числе действующих на территории Сирии.
Текст: Алексей Топоров