Госкорпорация «Росатом» в рамках целевой
программы «Ядерная радиационная безопасность-2» до 2020 года
планирует утилизировать все списанные суда технического
обслуживания и плавбазы атомного флота.
Этой глобальной проблеме особое место было уделено на VIII
региональном общественном форум-диалоге «70 лет российскому
атому. Национальный интерес, экология, безопасность», который
проходил в 2015 году в Челябинске. Тогда Сергей Кириенко
констатировал, что Росатом завершает утилизацию списанных
подводных лодок. В числе важных проектов «обращения с атомным
советским наследием» Сергей Кириенко назвал создание на ПО «Маяк»
технологии и оборудования для переработки уран-бериллиевого
топлива атомных подводных лодок проекта 705 «Лира».
1 ноября 2016
года после реконструкции и модернизации на радиохимическом заводе
«Маяк» в Челябинской области была пущена в эксплуатацию третья
технологическая нитка по переработке
отработавшего ядерного топлива. Технологическая нитка получила
расширенные возможности, позволяющие перерабатывать ОЯТ ВВЭР-1000
и ОЯТ в пеналах. Это знаковое событие не только для предприятия,
но и всей атомной отрасли России.
Подготовка
к переработке уран-бериллиевого топлива на третьей
технологической нитке заняла около 5 лет. И включала в себя не только
глобальную работу по модернизации оборудования, но и разработку
уникальной технологии переработки ОЯТ, отверждения
радиоактивных отходов, создания уникального технологического
обеспечения всех технологических процессов.
«Только надёжное определение количества бериллия в технологических средах и в получаемом высокорадиоактивном стекле
может гарантировать высокие экологические показатели процесса
переработки и исключительно высокие показатели безопасности
остеклованных РАО на сотни и тысячи лет вперёд»,
— отметил Евгений Макаров, директор радиохимического
завода.
Теперь третья технологическая нитка универсальна. Она сможет
перерабатывать не только «классическое» топливо реакторов
ВВЭР-440 с зарубежных и российских АЭС, которое и раньше многие
годы брал на регенерацию «Маяк», а теперь ещё и крупногабаритные
сборки реакторов ВВЭР-1000 и многие другие виды ОЯТ.