Пока
на различных уровнях много и часто говорят о необходимости возрождения
судостроения, ЗАО «Курильский рыбак» не тратит время на разговоры, а уже
несколько лет делает необходимые
для себя промысловые суда РБ-80.
Кто найдет фото самих судов —
добавляйте.
Тот, кто много лет не бывал на Итурупе, буквально впадает в ступор при виде произошедших на острове изменений. Подобное
чувство испытал я пару лет назад.
А недавно был поражён известием о том, что на Итурупе,
оказывается, имеется судостроение — на местном предприятии
«Курильский рыбак», которое занимается добычей, обработкой и искусственным воспроизводством лосося на ЛРЗ.
Суда эти небольшие, типа РБ-80. Именно такой маломерный флот
необходим предприятию для прибрежного кошелькового промысла
лосося. В этом году в «Курильском рыбаке» появились два
современных судна типа МРС-150 американской постройки (наша
газета об этом уже писала). Но старый добрый РБ-80 тоже
сбрасывать со счетов нельзя. Хотя то, что строят сейчас
курильчане, вовсе не прежний РБ: это, фактически, принципиально
новое судно с другими производственно-техническими
характеристиками и возможностями.
Главный инженер «Курильского рыбака» Андрей Адамович Гук
рассказывает, что необходимость создания судоремонтного участка
(а именно он строит и новые кунгасы, и новые РБ) была
продиктована жизнью: имеющийся на предприятии маломерный флот
стареет, его надо ремонтировать. А где? На Курилах — негде. На Сахалине тоже, в принципе, негде и некому: судоремонтные заводы
ушли в небытие. Как-то «Курильский рыбак» попытался
отремонтировать в одной организации МРС-150. Итог: во-первых, это
было довольно долго, во-вторых, обошлось весьма недёшево. Но даже
не это главное. Как ты ни контролируй ремонт, как ни смотри — всё
равно остаётся немало огрехов.
Тогда и родилось очень разумное решение: лучше самого себя никто
для себя не сделает. И лет шесть назад появился на предприятии
судоремонтный участок. Это потом появилось желание и возможность
строить новые маломерные суда. Потому что, по большому счёту,
нужный флот купить негде — единственное на Дальнем Востоке
предприятие предлагает по высоченной цене малые рыболовные
сейнеры, которые выпускаются по проектам 20-25 летней давности с небольшими переделками, не особо влияющими, по мнению многих
рыбаков, на эффективность и удобство промысла.
А корабли всем нужны разные. На Итурупе, например, преобладает
лосось, и суда для его добычи должны быть соответствующими — не такими, например, как для наваги. Поэтому для «Курильского
рыбака» так подошли «американцы» — ведь на Аляске лосось добывают
либо кошельком, либо плавными сетями.
Но и у отличных
американских судов (за океаном же не пребывали в многолетнем застое
и развале, как это случилось в России, а развивали и совершенствовали
весь промысловый арсенал) тоже есть
серьёзный недостаток. Это цена. Поэтому на предприятии обратили
внимание на имеющиеся РБ-80, которые уже выработали свой ресурс.
Судам решили дать вторую жизнь. Если говорить точнее- дать вторую
жизнь наименованию «РБ-80». Ибо от прежнего судна судоремонтники
не оставили ничего. Всё оттуда выкинули, практически на 70
процентов заменили обшивку. Фактически оставили только киль. А потом
стали нашпиговывать коробку другими, более современными
механизмами. Они недешевы, очень недешевы. Но это оборудование
облегчает условия работы, его наличие и правильное использование
позволило сократить количество рабочих рук на судне. Обычно на судне
работает восемь человек, а на этом РБ-11351, которое вы видите
на снимке, сделанном в порт-ковше, можно работать
впятером-вшестером. А отсюда, как все понимают, и заработная
плата.
Интересный факт: это небольшое суденышко вышло в первый
«пристрелочный» промысловый рейс как раз накануне моей встречи с
А. А. Гуком, когда только-только начиналась кетовая путина.
«Первый блин» принёс две тонны рыбы. И оказался, как шутит,
Андрей Адамович, вовсе не комом. Полученный результат — поймали
и сдали, — говорит о том, что все винтики и шестерёнки «крутятся»
в нужном направлении.
Забегая вперёд, отмечу, что на предприятии
имеются отличные
корпусники, сварщики, инженеры судоремонта — такие, например, как
Павел Васильевич Криницкий. Он всю жизнь работал в судоремонте
Приморья, и не рядовым работником, а одним из руководителей. А потом
оказался на Итурупе: умеют на предприятии находить и привлекать нужных
людей.
Характерная особенность. Если на других судоремонтных
предприятиях имеются различного вида слесари, то в «Курильском
рыбаке» их нет: все работы на своём судне выполняют только члены
экипажа. Что-то умеют, чему-то учатся на ходу. Возможно,
имеющиеся у экипажа знания судоремонта не позволят ему справиться
с работой на каком-нибудь очень крупном траулере со сложным
оборудованием, но «эрбушки» рыбакам вполне по силам. Работают они
в жёстком временном режиме, но с хорошим качеством — для себя же
стараются, сами же будут работать на нём. «Аппетит приходит во время
еды, — говорит Андрей Адамович. — Если человек начал
думать, то он продолжает думать и дальше. И додумывается до очень
многого. Очень многого, — уточняет он. — В этом большой плюс
нашей организации производства».
А накануне первого рейса нового РБ был подписан приказ о премировании экипажа. Весьма приличные деньги получили ребята.
Нынешний РБ — это уже третье построенное на предприятии
аналогичное судно (напомню, что здесь выпускается много другого
флота. Например, в день, когда я находился в ЗАО «Курильский
рыбак», на судоремонтном участке стояли в неплохой стадии
готовности два кунгаса в металлических корпусах: через десять
дней они должны были работать на промысле кеты. А ведь ещё немало
работы по текущему ремонту судов — и не только своих:
южнокурильчан также выручают). В год стабильно выпускается один
промысловый «корабль». И, что немаловажно, всё делается в соответствии с законом. «Курильский рыбак» имеет разрешение
Регистра на проведение ремонта судов до 300 регистровых тонн,
ремонт двигателей до 300 лошадиных сил, дизель-генераторов до 100
квт. При реконструкции судов предприятие взаимодействует с находящимся в Южно-Сахалинске конструкторским бюро «Сафил»,
которое оформляет как положено все необходимые документы.
А начиналось всё с того, что флот надо было где-то ремонтировать…
Приобретали
необходимое для этого оборудование: имеется свой
станочный парк, сами стали изготовлять гребные валы — был
приобретён станок с удлинённой до 5,5 метра станиной. «А до этого, —
говорит А. А. Гук, — существовала целая проблема. Мы обращались
на Сахалин, отправляли туда заготовку: болванку
упаковывали в ящик, грузили на теплоход, — а там и точить-то
особо некому — остались только дедушки, которые в силу
преклонного возраста не всегда могут выйти на работу. Кадровая
составляющая везде очень сложная».
Кстати, обходится переоборудование судна с учётом всех затрат
намного дешевле, чем купить. Ни один судоремонтный завод за такие
деньги не будет строить корабль. Так что, самому предприятию,
уточняет Андрей Адамович, иметь штат специалистов и содержать его
весьма выгодно.
— А где вы здесь, на Курилах, взяли квалифицированные кадры?
— В основном, из Приморья: сварщики, корпусники. Очень
высококвалифицированные люди. Половина из них имеют
свидетельства, позволяющие выполнять сварочные работы на подводной части корпуса. Есть у нас и электрики — ведь
электрокоммуникаций, кабельных трасс очень много… А вот каких-то
приезжающих специалистов, которые бы нам что-то настраивали и потом уезжали, нет. Мы всё делаем сами.
— Вас пока устраивает то, какие суда строит предприятие?
— Ну, конечно, нет! Но самое главное — мы на одном месте не останавливаемся. Что-то ещё маленько модернизируем… Но думаю, что
через годик у нас родится какой-нибудь именно курильский проект
промыслового судна для прибрежного промысла.