Два года назад «Газпром» разработал очередной хитроумный план, как
нарастить продажи основного товара. С подачи монополии правительство
дало зелёный свет газовому транспорту и обещало всячески его развивать.
В июне 2016 г. подвели первые итоги программы. Без того было ясно, газ
вряд ли резко покорит сердца автолюбителей. Но такого провала не ждал
никто.
Достаточно привести одну цифру. За весь прошлый год в России продали
3172 новых автомобиля на газовом топливе. Это полнейший крах всех
газпромовских расчётов. Потому что всего в 2015 году в нашей стране
продали 1,6 млн новых автомобилей. Доля газомоторов вышла в районе 0,5%.
При этом на всю страну только 110 тыс. газовых автомобилей. Это при
автопарке 40,9 млн легковушек. По числу газовых машин мы на 20-м месте в
мире. По статистике, 60% парка катается на бензине, 38% – на дизеле.
Самое обидное, хотя это удивительно для «Газпрома», идея в целом была
неплохая. Как бы ни дешевела нефть как топливо, газ всё равно выгоднее.
Его стоимость в пересчёте на бензиновый эквивалент в 2–3 раза ниже,
сейчас газ на заправках идёт по 12 руб. за кубометр. К тому же двигатели
на этом топливе служат дольше, обслуживание дешевле. Не говоря про
разницу во вредных выхлопах и т. д. Вроде логично, что страна,
добывающая больше всех газа в мире, должна широко использовать его в
автотранспорте, тем более в масштабах экономики выгода будет очень
хорошая. Тут нечего косить на европейских и прочих соседей.
Скажем, Бразилия в своё время решила экономить валюту на закупках
нефти, поэтому наладила масштабный выпуск спирта из сахарного тростника.
На этот спирт перевели практически весь автопарк страны. Мировых
производителей законодательно заставили поставлять в страну автомобили с
подходящими двигателями, и ничего, возят и собирают на месте, не
переломились. Почему в Бразилии вышло со спиртом, а у нас не сработало с
газом? Как объясняют эксперты, прежде всего, мало специальных заправок.
На всю Россию пока только 270 газозаправочных компрессорных станций, из
них 213 построены «Газпромом» и приносят сплошной убыток. Одна из
причин – государство могло бы дать резкий пинок рынку, одарив серьёзными
льготами и по газовому топливу, и по машинам. Тут у властей немало
пространства для манёвров. Скажем, доля налогов в розничной цене бензина
сейчас перевалила за 60%. Вторая беда – дефицит подходящих новых
автомобилей. Такие легковушки никто не субсидирует, хотя стоило бы. Те
крайне немногочисленные газовые модели, что есть, отличаются высокой
ценой и малыми баками, поэтому тянут на газе в разы меньше, чем на
бензине. При этом производители, мягко говоря, не спешат развивать
газомоторное производство, потому что боятся провала.
В общем, тут очередные курица и яйцо. Тему хотят развивать, но нет
машин, поэтому мало заправок. И наоборот. Дело хоть как-то двигают разве
что ГАЗ и КамАЗ, которые рассчитывают на крупные госзаказы. Дело в том,
что правительство пообещало перевести на газ половину общественного
транспорта в стране. Это ни много ни мало 70 тыс. автобусов. В принципе
один только КамАЗ способен выпускать по 8 тыс. газовых автобусов в год.
Но в прошлом году собрал только 150, план на 2016 год – 300 штук. Всё
потому, что правительство в кризис зажало обещанные регионам субсидии на
закупку газовых автобусов. В прошлом году тут раскошелились на 3 млрд
рублей, суммы хватило на 1,7 тыс. новых машин. В 2016 г. формально
субсидии остались прежними, реально денег вообще не дали. Тем не менее
государственный план никто не отменял. По нему к 2020 году продажи
газового автотоплива должны вырасти почти втрое, с прошлогодних 480 млн
кубометров до 1,26 млн кубов. Число спецзаправок увеличится до 750, парк
газовых автомобилей должен вырасти до 5% от общего. При этом продажи
новых газомоторов должны добраться до 20 тыс. в год.
По мнению экспертов, в принципе цифры реальные. Смущают как раз,
скорее, слишком мелкие амбиции. Если взяться за дело масштабно, хорошо
подготовить и производство, и сеть заправок, экономика могла бы выиграть
очень серьёзно, речь о десятках миллиардов рублей годовой экономии. При
этом та часть населения, которая за рулём, тоже могла бы серьёзно
сэкономить на топливе и не остаться внакладе. Так что идея хорошая,
государству осталось её нормально додумать.
Константин Гурдин,
Источник: argumenti.ru.
Рейтинг публикации:
|