На прошлой неделе я был на самом крупном
нефтеперерабатывающем заводе России (и одном из крупнейших в мире) –
Омском НПЗ. Он же является одним из самых эффективных по глубине
переработки нефти заводов среди себе подобных в России, да и не только.
Омский
НПЗ существует с 1955 года, а с 2008 по 2015 годы был проведен первый
этап масштабной модернизации производства, что позволило перейти на
выпуск моторных топлив экологического класса «Евро-5» и значительно
повысить энергоэффективность и экологичность. Кстати, на заводе говорят,
что готовы перейти и на производство «Евро-6», если потребуется. С
учетом начавшегося второго этапа модернизации, который завершится в 2020
году, уже через 4 года глубина переработки нефти будет составлять
рекордные даже для мировых показателей 97%.
Если вы никогда не
были на таких производствах, то я хочу сделать для вас небольшую
фотоэкскурсию по Омскому НПЗ, чтобы вы могли ощутить всю мощь и силу
отечественного топливно-энергетического комплекса.
Если смотреть с
уровня земли, то все вокруг кажется гигантским, есть своя сеть дорог и
кажется, что легко можно заблудиться. К тому же, расстояние до объектов
кажутся меньше, чем есть на самом деле из-за размеров оборудования и
различных установок, труб и других объектов НПЗ.
Если же забраться на одну из самых высоких
точек Омского НПЗ – «Изомалк-2», высотой 50 метров, то открываются виды,
которые еще более наглядно показывают размеры этого гигантского
производства.
Но это еще не все. На этом НПЗ с прошлого года начали
реализовывать проект, согласно которому к 2020 году предполагается
создание высокотехнологического комплекса по производству катализаторов
для НПЗ. Этот проект настолько актуален и интересен для отрасли, что ему
Минэнерго уже присвоило статус Национального проекта. Когда проект
будет реализован, то в России начнется не только производство
катализаторов для создания топлива стандартов «Евро-5» и выше, но и в
Омской области появится целый кластер сопутствующих предприятий с
ежегодным оборотом более 1,5 млрд. рублей, будут созданы новые рабочие
места и, соответственно, произойдет увеличение налоговых поступлений в
бюджет.
Отдельно хотелось бы поговорить о тех, кто работает на этом заводе.
Вот,
например, генеральный директор – Белявский Олег Германович. Изначально у
меня были мысли, что он из «чистокровных управленцев», но на заводе его
любят и ценят за то, что он производственник со стажем, прошел путь от
простого рабочего до руководителя, умеет запускать как отдельные цеха,
так и заводы целиком.
Для успешного развития завода руководство
думает о перспективах всей отрасли. Большую и серьезную работу в этом
направлении делают в Институте проблем переработки углеводородов. Я не
совру, если скажу, что тут работают специалисты, которых давно хотят
переманить зарубежные корпорции, но они остаются верны Родине и никуда
не уезжают. Именно они развивают нефтеперерабатывающую отрасль страны.
А их разработки и оборудование позволяет
проводить не только научные эксперименты и искать новые способы
максимальной переработки нефти, но и уже сейчас производить катализатор
для каталитического крегинга. Например, этот катализатор поставляется на
Московский НПЗ и, по отзывам специалистов, намного лучше импортных
«аналогов».
А это создатель российского катализатора,
превосходящего по всем параметрам зарубежные аналоги. Ученый смеется,
отвечая на вопросы, почему до сих пор не уехал за границу и не пора ли
на пенсию.
Ну а то, что Омский НПЗ (в прошлом Омский
нефтезавод) в тесном сотрудничестве с Институтом проблем переработки
углеводородов уже более 60 лет производит качественное топливо для
автомобилей и самолетов, вакуумный газойль, битум, гудрон и другие,
говорит местный «Зал славы», расположенный в Институте.