Уже больше двух лет прошло с тех пор, как Крым и Севастополь стали
частью Российской Федерации, однако многие проблемные вопросы региона до
сих пор не решены, и можно с уверенностью сказать, что так называемый
«переходный период» ещё продолжается – не восстановлено
электроснабжение, есть трудности с инфраструктурой, а действующие
санкции существенно тормозят экономику региона.
В СМИ до сих пор не сложилось однозначного понимания того, как
изменилась жизнь Крымчан после проведения референдума – одни издания
отмечают резкое ухудшение уровня жизни и экономической ситуации в целом,
другие же говорят об обратном. Мы решили посмотреть на все это более
объективно, взяв за основу данные органов статистики.
Государственное «регулирование» притормозило строительство
Планы правительства относительно будущего развития жизни на
полуострове были весьма амбициозны. Буквально через несколько месяцев
после окончательного присоединения Крыма и Севастополя к России власти
издали федеральную целевую программу развития Крымского федерального
округа и создали для её реализации Министерство РФ по делам Крыма. В
первоначальном варианте программы, принятой 11 августа 2014 года
фигурировала сумма в 681 млрд рублей, которая распределялась на 5 лет до
2020 года и должна была пойти на развитие и строительство различных
объектов инфраструктуры региона – электрификацию, строительство дорог,
социальных учреждений и многое другое. Программа содержала четкие
критерии выполнения задач и своей конечной целью имела повышение уровня
жизни жителей Крыма и Севастополя.
Летом 2015 года, когда цены на нефть продолжили падение, и стало
очевидно, что экономических трудностей уже не избежать, власти, не
дождавшись результатов реформ, объявили о ликвидации Минкрыма и передаче
его функций Минэкономразвития. И хотя общая сумма средств, выделяемых
на развитие полуострова до 2020 года была увеличена до 708 млрд рублей, с
выделяемыми средствами возникли проблемы. В декабре глава Крыма Сергей
Аксёнов заявил прессе, что за 2015 год в регион так и не поступили 15
млрд рублей, выделенных по программе, и ни один из объектов, требующих
финансирования не утвержден – так и не была согласована проектная
документация по большинству проектов. Как отметил министр
экономического развития РФ Алексей Улюкаев, за прошедший год Крым освоил
только 4,5 млрд рублей.
В результате инфраструктура региона развивается гораздо медленнее,
чем это было запланировано - строительство многих объектов даже ещё не
начато, а средства выделенные н ремонт дорог осваиваются крайне
медленно. Так и не началось строительство масштабных туристических
объектов – крупного туристического комплекса между Феодосией и Алуштой,
молодежного курорта на Тамани. Крупные инвесторы сегодня боятся
вкладывать деньги в развитие инфраструктуры полуострова, поскольку
рискуют попасть под санкции.
Пока Росстат фиксирует крайне низкие темпы строительства. За весь
2015 год ведомство отметило, что за 2015 год во всём Крымском
федеральном округе ведено в действие только 757 жилых и нежилых зданий, в
то время как за 2014 год только жилых зданий было введено 1541 единиц.
За прошлый год Росстат не зафиксировал ввода в действие школ, а
дошкольных образовательных организаций введено только на 75 мест против
150 в прошлом году. Также как показывает статистика, в 2015 году введено
в действие всего лишь 20 койко-мест в больницах и ни одного в
поликлиниках.
На этом фоне грядущие масштабы строительства выглядят по-настоящему
грандиозными. Всего в крымском федеральном округе в 2015 году должно
было начаться строительство 1,04 тысяч объектов общей стоимостью более
20,5 млрд рублей, среди которых было 382 объекта здравоохранения, 181 –
образования, 100 объектов культуры и 14 спортивных объектов.
Крымская промышленность растет вопреки санкциям
В начале 2014 года промышленное производство Крыма демонстрировало
спад из-за потери украинского рынка – сократились поставки сырья и
материалов, а также заметно упал спрос на крымскую продукцию. Следующим
ударом по экономике полуострова стали санкции, введенные международным
сообществом. В частности под запрет попали любые новые инвестиции,
включая покупку недвижимости и участие нефтегазовых разработках,
оказание туристических услуг и экспорт товаров и технологий.
Однако вопреки действующим санкциям и перебоям с электроснабжением,
промышленность Крыма стала показывать достаточно высокие темпы развития
на фоне остальной территории страны. В то время как общероссийский
индекс промышленного производства в феврале вырос только на 1% к
аналогичному месяцу прошлого года, крымская промышленность выросла на
33,4%. Несмотря на то, что с июня наметилось сокращение производства
из-за снижения нефтяных цен и девальвации рубля, в январе и феврале 2016
года вновь начался рост.
Высокие темпы роста показали предприятия многих отраслей
промышленности. Компании добывающей промышленности увеличили стоимость
отгруженных товаров в 2,5 раза, обрабатывающей в 1,89 раз, а в сфере
производства и распределения газа и воды показатели увеличились на 67%.
При этом перечень отраслей, которые нарастили объемы работы, широк –
текстильное и швейное производство выросло в феврале на 28% по сравнению
с февралем прошлого года, целлюлозно-бумажное производство на 63,7%,
производство электрооборудования на 33,9%, механического оборудования на
40,6%, производство инструментов и приборов на 69,5%, производство
продукции пищевой промышленности в среднем увеличилось на треть.
Рекордные темпы роста показали отрасли, связанные с жизнеобеспечением
полуострова – объем деятельности организаций, занимающихся производством
и распределением электроэнергии, газа и горячей воды выросли на 44,8%.
Органы статистики также отметили рост судостроения благодаря увеличению
заказов от других регионов. Во многом нарастить производство отдельных
отраслей удалось благодаря субсидиям и госконтрактам. Тем не менее,
сдерживающим фактором по-прежнему остается транспортная недоступность
региона, из-за которой предприятия не всегда могут в полной мере
осуществлять поставки. В то же время, именно это послужило толчком для
восстановления ряда других производств. В частности, на 74,2% выросла
разработка каменных карьеров, а также высокие темпы роста показали
отдельные производства строительной продукции, керамики, бетон, которая
сегодня стала необходима для строительства на полуострове.
Сельское хозяйство Крыма, напротив, развивается медленно, и в 2015
году продемонстрировало снижение. В то время как на остальной территории
России в целом оно выросло на 3% благодаря государственной поддержке и
благоприятным условиям для экспорта, аналогичные показатели Крыма за год
упали. Так, по данным Росстата за 2015 год индекс производства
продукции сельского хозяйства уменьшился на 14%, в том числе
растениеводства на 8,4%, а животноводства на 19,3%.
При этом показатели весьма противоречивы. С одной стороны год был
благоприятным для выращивания зерновых и зернобобовых культур, валовый
сбор которых составил более 1,26 млн тонн зерна, что на 14,5% больше чем
в прошлом году, но с другой стороны на треть сократился урожай овощей и
винограда, которые составляют половину всего объема сборов в
растениеводстве региона. Этот спад отчасти был обусловлен плохими
погодными условиями в начале года, однако главным фактором стало
перекрытие Украиной Северо-Крымского канала, который был, своего рода,
кровеносной артерией для многих аграриев. Сейчас вопрос водоснабжения
решается в основном бурением скважин и перенаправлением воды из местных
водохранилищ, однако нехватка воды ещё ощущается.
Крупный бизнес боится вкладывать деньги, а малый уходит в тень
Несмотря на то, что Крым оказался под действием санкций, власти
планировали привлечь представителей бизнеса в регион для дальнейшего
развития производства, создав для этого даже свободную экономическую
зону сроком на 25 лет. Статус СЭЗ начал действовать с 1 января 2015
года, и предусматривал упрощение визового режима, сокращение налога на
прибыль и взносов в социальные фонды и в некоторых случаях даже
обнуление таможенных пошлин для резидентов СЭЗ.
Льготные условия привлекли массу новых предпринимателей, и особенно
пик регистрации пришелся на январь 2015 года – тогда Росстат
зафиксировал 7198 предприятий, зарегистрированных за месяц. Однако пыл
бизнесменов быстро угас, и количество вновь создаваемых компаний пошло
на убыль. В то же время число компаний, которые решили прекратить свою
деятельность, стало стремительно увеличиваться.
Иностранные инвесторы сегодня обходят Крым стороной, поскольку боятся
попасть под действие санкций. Во многом это останавливает и российских
бизнесменов – далеко не все готовы рисковать своим капиталом, поскольку
вероятность введения новых санкций в отношении них также существует.
Кроме того, из-за угрозы санкций в Крыму до сих пор не работают крупные
российские банки, а, значит, затруднено проведение финансовых операций.
Главной же проблемой Крыма, которая отпугивает потенциальных инвесторов,
является неопределенность относительно будущей жизни полуострова. Да и
вложения в развитие инфраструктуры и туристической сферы могут просто не
окупиться. Если санкции все же отменят, эффект от девальвации рубля
спадет, а субсидии из бюджета прекратятся, в том числе и дотации на
авиаперелеты в Крым. В конечном итоге туристы полетят в привычные им
Египет и Турцию. У региона просто не будет стимулов для развития ни в
туристической сфере, ни в любой другой отрасли.
У малого бизнеса на полуострове дела обстоят немного хуже. Если на 1
января 2015 года в Крыму в общей сложности числилось 137 тысяч
индивидуальных предпринимателей, то в январе 2015 уже только 28 тысяч.
За 2014 и 2015 год предприниматели должны были зарегистрироваться по
российскому законодательству, однако далеко не все были готовы к
подобным изменениям. Изменились системы учета, увеличилась
административная нагрузка, и стали выше налоги. На 1 января 2016 года
показатели были выше, но превысить численность 2014 года так и не
удалось. Всего было зарегистрировано 70820 предпринимателей, но тем
временем число ликвидированных ИП выросло за год с 655 до 11125 человек.
Малый бизнес наиболее остро ощущает на себе проблемы логистики и
высокой стоимости перевозок, а также напрямую сталкивается с падением
покупательской способности населения.
Цены бьют по карману Крымчан
Снижение покупательной способности, в свою очередь, связано с
подорожанием практически всех видов товаров. Высокие цены стали одной из
ключевых проблем, с которой столкнулись жители полуострова. В то время,
как в среднем по России цены выросли на 12,9%, на территории Крымского
федерального округа рост составил рекордные 26,4%.
Сами жители прозвали цены «московскими», и не спроста - стоимость
товаров действительно стала сопоставима со столичными. По оценкам
Росстата стоимость минимального набора продуктов питания уже в середине
года обогнала общероссийские показатели, и достигла 3790,6 рублей. При
этом в него включаются только товары первой необходимости, а реальный
рост цен может быть ещё выше.
Рост цен связан, в первую очередь, с увеличением транспортных
издержек в составе продукции. Кроме того, местные власти отмечают
дефицит потребительских товаров на рынке региона. Несмотря на то, что
многие предприятия нарастили объемы производства, их ресурсов пока не
хватает, чтобы удовлетворить спрос населения без повышения цен. Раньше
значительная часть товаров поступала с территории Украины, а теперь
продукцию необходимо привозить с материковой части России, что стало
значительно сложнее. Кроме того, в прошлом году было отменено
государственное регулирование уровня торговых надбавок в регионе, чем
сразу воспользовались многие предприятия.
Уровень жизни становится выше
Уровень жизни крымчан демонстрирует противоречивые тенденции – с
одной стороны рост цен существенно увеличил расходы населения на товары и
услуги, но с другой стороны, это во многом компенсировал рост
заработных плат и пенсий.
Так, если в 2013 году размер среднемесячной номинальной заработной
платы в Крыму составлял 11,4 тысячи рублей, а в Севастополе – 12,4
тысячи, то уже в январе 2016 года она составляла 23104 тысячи рублей в
среднем по Крымскому ФО. И хотя показатель зарплат – средняя температура
по больнице, которую Росстат нередко склонен завышать, именно Крым за
год показал один из самых высоких темпов роста. Так, в целом по России
номинальные зарплаты за год выросли на 5,8%, а в Крыму на 25%.
Ещё в 2014 году президент подписал ряд жизненно важных указов,
согласно которым за счет средств государственного бюджета были в два
раза увеличены пенсии и заработные платы работников бюджетной сферы. Ещё
на 20% планировалось увеличить зарплаты госслужащим и чиновникам Крыма.
В то же время, зарплаты остальных категорий работающих граждан не
изменились, и именно они сейчас в большей степени ощущают возросшую
нагрузку из-за роста цен.
Если сравнивать уровень доходов и расходов жителей Крыма, то они
сегодня находятся в более выигрышной ситуации по сравнению с остальной
Россией.
Ещё в январе прошлого года среднестатистические потребительские
расходы превышали доходы, но уже в декабре доходы стали выше расходов на
65%. В то же время на остальной территории России сегодня эти
показатели почти равны из-за высокой инфляции, а в ряде регионов средние
расходы значительно выше доходов.
В результате Крым стал практически единственным регионом России, в котором был зафиксирован рост реальной заработной платы.
Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что после вхождения в
состав России жизнь Крыма изменилась, во многом за счёт колоссальных
вливаний из федерального бюджета. Несмотря на то, что федеральная
программа по развитию региона предполагает финансовую поддержку до 2020
года, ситуация может в корне измениться, если кризис в России и дальше
будет набирать обороты, а без поддержки экономика региона в нынешних
условиях просто не выживет. Экономика Крыма сама по себе слабая, а риски
пока перевешивают потенциал в оценках крупных инвесторов.