Мы посетили новый блок Белоярской АЭС с реактором
БН-800 и посмотрели как идет процесс развития технологии,
способной качественно изменить атомную энергетику
будущего.
Общий вид блока № 4 c реактором БН-800. Вытянутая часть справа —
это машзал. В высокой части слева находится реакторный зал. Трубы
на нем — это часть системы аварийного расхолаживания.
Зачем вообще нужны быстрые реакторы
Быстрые реакторы призваны расширить топливную базу атомной
энергетики. В настоящее время тепловые реакторы, в подавляющем
большинстве представленные на АЭС во всем мире, используют в качестве топлива лишь изотоп U235, которого в природном уране
всего 0,7%. Быстрые реакторы позволяют «сжигать» не только U235,
но и нарабатывать из U238 новое топливо — Pu239. А заодно и сжигать многие актиниды — изотопы, образующиеся в отработанном
ядерном топливе (ОЯТ) других реакторов. Эффективность
использования природного урана в быстрых реакторах увеличивается
на порядки.
По словам заместителя главного инженера БАЭС Валерия Шаманского,
обычный тепловой реактор типа ВВЭР мощностью 1 ГВт требует для
изготовления топлива около 160 тонн природного урана, из которого
в отвал уходит 139 тонн обедненного урана и образуется около 20
тонн ОЯТ. Для загрузки быстрого реактора такой же мощности при
замыкании топливного цикла потребуется лишь около 13 тонн
ОЯТ ВВЭР и не больше двух тонн отвального урана, а отходов
образуется меньше тонны. Для устойчивого замыкания топливного
цикла в парке АЭС соотношение мощностей тепловых реакторов и быстрых должно быть примерно 4:1. А значит в будущем нам нужно
построить несколько типовых коммерческих быстрых реакторов.
Но это в теории. А на практике до сооружения коммерческого блока
БН-1200 с приемлемыми экономическими показателями работы еще
многое нужно отработать на БН-800, который является переходным
проектом между ним и БН-600. Пока в БН-800 загружено
смешанное уран-плутониевое МОКС топливо лишь на четверть,
остальное — урановое топливо с высоким обогащением. Полный
переход на МОКС-топливо будет достигнут лишь в 2019 году. Тогда
можно будет принять обоснованное решение по сооружению БН-1200 на основе опыта эксплуатации БН-800.
Освоение мощности и испытания.
Программа испытаний при освоении мощности расписана в виде
подробного плана, как освоение новой модели самолета — нужно
проверить заложенные в проект решения на практике, постепенно
увеличивая нагрузки. Программа подразумевает ступенчатый набор
мощности до 15%, 35%, 67% от номинальной и отслеживание поведения
установки и всех ее элементов на выдерживание нагрузки,
температурных режимов, правильной работы систем управления и безопасности.
Одно из самых важных испытаний — оценка поведения установки при
главной проектной аварии. Это почти фукусимский сценарий, когда
полностью отключается внешнее электропитание. Проведенные
испытания показали, что заложенные решения работают правильно —
реактор самостоятельно глушится и в течение нескольких дней
остывает без каких-либо повреждений за счет естественной
циркуляции натрия в первых двух контурах и воздуха в третьем
контуре. Для воздушного охлаждения третьего контура используются
высокие трубы на энергоблоке.
До конца мая блок выйдет на 100% мощности. А окончание всех
испытаний и переход к промышленной эксплуатации и выработке
электроэнергии намечен на осень этого года.
Прогулка по энергоблоку.
Блочный пульт управления. Людей тут немного. Перед нами место
начальника смены. Слева впереди отвественный за реактор. Справа —
за турбину. По центру тот, кто отвечает за их взаимодействие.
Посмотрим внимательно на основной экран. Вверху видна текущая
мощность — минус 1 МВт. Реактор заглушен. Блок на плановом
ремонте. Он сейчас не вырабатывает, а потребляет электроэнергию.
В том числе на разогрев натрия в первом и втором контурах,
который иначе превратился бы в твердый металл.
Один из экранов с текущими параметрами. Слева вверху —
температура в петлях второго контура. Как видим, даже при
остановленном реакторе натрий разогрет до 234 градусов. Позже мы попробуем пощупать его в реакторном зале.
Реакторный зал.
БН-800 как и другие быстрые натриевые реакторы имеет интегральную
компоновку. Это значит что весь первый контур — активная зона,
главные циркуляционные насосы и теплообменники первого контура
находятся внутри одного большого бака, залитого натрием. В реакторном зале мы можем наблюдать лишь верхнюю часть
конструкции, сам бак находится ниже уровня пола. Чтобы понять что
мы видим давайте посмотрим на общий вид зала и затем на схему
реактора.
Общий вид на реакторный зал. Реактор в центре. Фото: Сергей Тэн,
Белоярская АЭС.
Схема БН-800. На фото реакторного зала мы видим лишь выступающий
вверх оранжевый защитный колпак. Можно оценить насколько
глубоко вниз уходит сама конструкция в реактором зале.
Еще
раз взглянем на реактор поближе. Оранжевый защитный колпак
находится прямо над центральной частью бака. Три желтых агрегата
вокруг — это главные циркуляционные насосы первого контура. Они
обеспечивают циркуляцию натрия внутри бака. Серые трубы вокруг
цветных деталей — это трубопроводы второго контура с натрием. По ним
тепло отводится от первого контура (бака) к третьему, где уже
вода образуется в пар, идущий на турбину. Кстати, давление во втором
контуре больше чем в первом, чтобы в случае протечек
чистый натрий попадал в грязный, а не наоборот.
Можно спуститься вниз и потрогать эти трубопроводы. Как мы видели
на пульте управления, температура натрия во втором контуре около
230 градусов. А при работе реактора она достигает 500 градусов.
Но снаружи трубу можно трогать, она не горячая. Она сделана по принципу «труба в трубе» для герметичности и надежно
теплоизолирована.
Тут же
рядом агрегат топливозагрузки. Кстати, свежую кассету с топливом вполне
безопасно даже держать в руках. Тем не менее,
участие человека в топливозагрузке ограничивается лишь доставкой
контейнера со свежим топливом в эту ячейку справа с зубчатым
венцом. Далее все происходит в автоматическом режиме. Агрегат
топливозагрузки вынимает кассету и переносит ее в один из трех
каналов слева, тех что под белыми крышками. Далее топливо с помощью
системы барабанов перемещается внутрь бака реактора и попадает
в активную зону. Выгрузка толива так же осуществляется
автоматически. После его отмывки от натрия оно попадает в бассейн
выдержки.
Из урана в пар и киловатты.
А теперь по множеству длинных переходов переместимся в машзал.
Здесь находится одна турбина мощностью 880 МВт и турбогенератор.
На БН-600 было три турбины по 200 МВт. Здесь же пошли по схеме
тепловых реакторов с одной большой машиной. Это позволило
сократить удельные затраты на строительство и число обслуживаемых
агрегатов в процессе эксплуатации. Со времен первого проекта
БН-800 в 1980-х строительство турбин в стране шагнуло вперед,
поэтому модернизированная турбина позволяет вырабатывать не 800 а 880 МВт.
Турбина отечественная. Делали «Силовые Машины». Вообще, 90%
оборудования отечественное. Правда вот натрий пришлось заказывать
во Франции.
Общий вид на турбину (справа белая) и генератор (слева желтый).
Сейчас тут проводится ремонт, часть кожухов снята.
Турбогенератор
№ 7. Хотя на этом блоке всего один турбогенератор,
на всей БАЭС он седьмой по счету. Три турбогенератора стоят в первой
очереди у реакторов АМБ, и три турбогенератора стоят в машзале БН-600.
В России накоплен огромный опыт эксплуатации быстрых натриевых
реакторов. 45% мировых реакторо-лет БН приходятся на наши
установки — экспериментальные БР-5 и БОР-60, опытно-промышленные
БН-350, БН-600 и теперь БН-800. На всех них последовательно
отрабатывались инженерные решения, совершенствовались конструкции
и технологии, приближающие замыкание ядерного-топливного цикла и приближение БН по экономическим показателям в ВВЭР. Следующий
реактор БН-1200 уже должен стать именно серийным.
Текст и фото: Дмитрий Горчаков