Свертывания уникального совместного авиапроекта Украина рискует не дождаться.
Ульяновский завод «Авиастар-СП» в рамках госзаказа в ближайшие два года
намерен серьезно модернизировать три самолета Ан-124 «Руслан». Такое
заявление выглядит достаточно смелым на фоне многочисленных прогнозов о
скорой
«каннибализации» этого знаменитого некогда российско-украинского проекта.
«Тяжеловес» он и в Сирии тяжеловес
Чтобы понять, чем же знамениты тяжелые транспортные «Русланы»,
напомним, что сегодня «Кондор» (как прозвали этот самолет в НАТО)
по-прежнему носит титул самого большого в мире серийного самолета (длина
и высота в 69,1 и 20,78 метров соответственно, плюс размах крыла 73,3
метра). Причем, пальму первенства в свое время он забрал ни у
кого-нибудь, а у американцев - до 1982 года самым крупным серийным
грузовым самолетом считался Lockheed C-5 Galaxy, который, в свою
очередь, задумывался как своеобразный ответ нашему «Антею» (Ан-22).
Причем, победа «Руслана» поставила тогда, в начале 80-х, внушительную
точку в советско-американской гонке вооружений внутри класса
«авиагрузовиков» — не очень, впрочем, продолжительной.
В любом
случае, Ан-124 изначально планировался как самолет нового поколения.
Отсюда и количество ноу-хау: двухпалубный фюзеляж с раздельной
герметизацией палуб, непривычный профиль крыла, наличие (едва ли не
впервые в истории советской грузовой авиации) бортовой
автоматизированной системы контроля, два грузовых люка для так
называемого сквозного проезда техники, увеличенная ширина пола грузовой
кабины и т. д. Первоначально «Русланы» собирались использовать для
проведения крупномасштабных десантных операций и «перебросок», а также
транспортировки мобильных пусковых установок межконтинентальных
баллистических ракет. Но позже оказалось, что он может быть востребован и
в гражданских крупнотоннажных перевозках.
Разработчиком
знакового во всех смыслах самолета было опытно-конструкторское бюро
Антонова, которое базировалось поначалу в Новосибирске, а затем
переехало в Киев. Что же касается серийного производства, то, видимо,
учитывая перспективность разработки, было принято решение развернуть его
еще и в Поволжье, на Ульяновском авиационно-промышленном комплексе
имени Устинова (будущем «Авиастар-СП»). Первый Ан-124 ульяновского
производства поднялся в небо в октябре 1985 года. А в 2004 году серийный
выпуск этих самолетов и в Ульяновске, и в Киеве (там де-факто даже
раньше) был остановлен. К тому времени совместными усилиями успели
выпустить 55 машин.
Принято считать, что Ан-124 пал
жертвой распада СССР. Мол, с 1991 года сама задача по транспортировке
крупных грузов на значительные расстояния потеряла актуальность, что и
отразилось на спросе на подобную технику. Может и так. Но в любом случае
по своим техническим параметрам Ан-124 и сегодня превосходит многие
свои аналоги. Потому, например, совсем неслучайно, что именно «Русланы»
использовались весной 2011 года для доставки в Японию гигантских
насосов, весом более 86 тонн каждый для ликвидации последствий аварии на
АЭС Фукусима-1. Или что это именно «Русланы» в ноябре 2015 года так
удачно доставили на российскую авиабазу в Сирии зенитно-ракетную систему
С-400.
«Такие ниши и возможности нужно еще поискать»
Неудивительно, что за последний десяток лет о необходимости
возобновления серийного выпуска самолетов Ан-124 в России говорили не
раз на самых различных уровнях и в самых различных составах. В 2007 году
на авиасалоне «МАКС» было подписано соглашение между украинскими
производителями и ульяновской «Волга-Днепр» о возобновлении серийного
производства «Русланов». Причем, заявлялось, что авиакомпания готова
приобрести к 2030 году чуть ли не сто таких машин. О готовности закупить
самолеты сообщало и министерство обороны РФ.
К
2011 году даже уже будут посчитаны затраты на возобновление
производства (20 миллиардов рублей) и стоимость каждого будущего
«Руслана» (примерно 300 миллионов долларов). Увы, до воплощения проекта
дело так и не дошло. В 2013 году было объявлено, что подписание
документов по совместному украинско-российскому предприятию по
производству самолетов «Руслан» состоится в ходе заседания
украинско-российского комитета по вопросам экономического сотрудничества
украинско-российской межгосударственной комиссии, которое пройдет под
председательством премьер-министров Украины и России Николая Азарова и
Дмитрия Медведева. А меньше чем через год этот проект среди прочих
снимет с повестки текущая политическая ситуация.
«Жаль, потому
что такие ниши, которые мы совместно с украинцами занимали… Разработчики
там, производители здесь… Такие ниши и такие возможности еще нужно
поискать. Это те самые компетенции, которые в мировой технологической
гонке крайне востребованы и являются предметом мечтаний всех
машиностроителей», — несколько растерянно прокомментирует это
заместитель главы Минпромтрога России Юрий Слюсарь.
На фоне украинской драмы
В итоге и России, и Украине придется учиться заниматься Ан-124 отдельно
друг от друга. «Политическая ситуация драматичным образом увеличила
потребность в западных запчастях», — признается на пресс-конференции
вице-президент украинского «Антонова» Александр Кива. Шасси, тормозная
система, вся бортовая электроника — этому теперь необходимо найти
адекватную «антироссийскую» замену. О том, какие принципы станут основой
такого импортозамещения, можно судить хотя бы по попытке украинских
«кулибиных» оптимизировать оборудование кабины (а если быть точнее,
удешевить) за счет уменьшения экипажа с шести до четырех человек.
Для России же главным камнем преткновения станет двигатель Д-18Т,
который прежде поставляло украинское предприятие «Мотор Сич». По словам
аналитика Владимира Карнозова, учитывая этот факт, для российских
«Русланов» выход один: использование запчастей одних самолетов для
поддержания летного состояния других.
«Мой
прогноз: будет каннибализация «Русланов», — заявил он. А всего через
несколько дней после этого СМИ со ссылкой на пресс-службу ульяновского
«Авиастар-СП» сообщат, что завод готов уже в 2016—2017 годах
модернизировать три самолета Ан-124. Причем, модернизировать серьезно,
«превратив», по сути, военно-транспортный самолет в его коммерческую
модификацию Ан-124−100 с увеличенной до 402 тонн взлетной массой и
максимальной загрузкой в 150 тонн. А это означает не просто убрать
оборудование для десантирования и переделать грузовую кабину, но и
модернизировать двигатели и механизмы бортового контроля, установить
специальную систему раннего предупреждения столкновения с землей,
заменить систему торможения на более надежную с усиленными колесами на
основных опорах шасси и т. д.
И все это в
дополнение к тем шести «Русланам», которые придут в Ульяновск в этом
году для прохождения сервисного обслуживания. Сразу приходит на ум
поговорка о том, что кто-то там лает, а караван пусть медленно, но идет.