Строительство первой в мире плавучей АЭС и крупнейшего ледокола вошло в решающую стадию
Строящиеся на Балтийском заводе
первая в мире плавучая атомная электростанция и крупнейший на планете
ледокол способны вывести научно-технический потенциал России на новый
уровень
По большому счету научно-техническим прогрессом правят в
мире вовсе даже не великие ученые и не колоссальные деньги, как,
впрочем, и не руководящие мысли вождей, а — символы. То есть овладевшие
большим количеством мозгов идеи. Они-то, по-Марксу, и становятся главной
материальной силой прогресса.
Египетские пирамиды, Нотр-Дам,
Байконур, Адронный коллайдер — все эти выходы человека в
интеллектуальный космос сопряжены с одним и тем же движущим механизмом —
грандиозной идеей. Такой, например, какая материализуется сегодня на
стапелях и производственных площадках одного из крупнейших в стране
судостроительных заводов — Балтийском, что вот уже 160 лет выводит из
Большой Невы в Финский залив серийные корабли и уникальные атомоходы. А
сегодня — просто прорывные механизмы. Можно сказать — революционные,
способные в корне переформатировать как транспортные схемы мирового
океана, так и энергетическую карту Земли.
Такого судна, что
вздымается на высоту 12-этажного дома над пирсом Балтзавода и напрочь
заслоняет своими бортами горизонт, в мире еще никто не строил. В
«РОСАТОМе» (идеологе и крестном отце проекта) «атомного Посейдона»
нарекли сухо и по-деловому — ПАТЭС: плавучая атомная электростанция. В
миру же чудо атомной и судостроительной техники будет именоваться более
выразительно — «Академик Ломоносов». Даже в названии чувствуется мощный
гул интеллектуального заряда, накопленного здесь: великий ученый —
великий механизм…
— Подобного проекта до настоящего времени в
мире еще не было, — указывая с пирса Балтзавода на гигантские борта
«Академика Ломоносова», говорит Сергей Завьялов, зам генерального
директора концерна «Росэнергоатом».
— То, что мы имели ранее, исполненное американцами для
строительства Панамского канала — ядерная установка на военном судне
«Либерти», — это был лишь некий прообраз. Временно решение,
сориентированное на совершенно конкретные задачи строительства. То, о
чем мы говорим сегодня, — это новый виток развития атомной энергетики.
Это — транспортабельная морская атомная энергетика, базирующаяся на
достижениях и технологиях атомного реакторостроения и атомного
судостроения. Объект, который мы сегодня строим, вбирает в себя все
достижения атомного судостроения и достижения большой атомной
энергетики, тиражируемой в континентальных условиях.
Короче
— путешествующая по мировому океану атомная станция. Недостает
электричества на Чукотке — отбуксируют и пришвартуют к ней, в тот же
озябший Певек, на смену выработавшей свой ресурс БилибинскойАЭС. Есть
нужда в электроэнергии в пустынных районах — для того же опреснения
морской воды — доставят ПАТЭС и туда. На борту пара ледокольных
реакторов КЛТ-40 разработки КБ Африкантова, плюс два
парогенератораКалужского турбинного завода. 70 МВт электричества могут
доставить быстро в самые экстремальные точки земного шара
.
Начальник строительства ПАТЭС Александр Ковалёв
стремительно перемещается в опутанных кабелями и проводами бесконечных
коридорах «плавучки» (как ласково называют судостроители свое детище),
совершает восхождение по крутым трапам на несколько этажей вверх — на
палубу к вертолетной площадке (на ПАТЭС будет базироваться своя
авиация), опускается по ним же вниз, в преисподнюю — к реакторному залу
(по масштабам — крытый стадион да и только) и далее — к
турбогенераторному отсеку, месту, где атомная энергия превращается в
электрическую. За этот процесс отвечают два турбогенератора мощностью
каждый 37,5 МВт.
— Плавучими кранами с моря опускали, — указывая на
теснящийся в огромном отсеке на одной из нижних палуб могучий калужский
турбогенератор, объясняет опытный балтиец, — кранами с пирса взять не
могли — уж больно тяжел. Добрая техника. Сейчас подключаем.
На
«плавучке» в штатном режиме будет занято 70 человек. Набор персонала уже
ведется. Требования «простые» — многолетний опыт работы на атомных
объектах: ледоколах, АЭС, атомных подводных лодках и проч. Плюс
двухлетний курс обучения в стенах Центрального института повышения
квалификации работников «РОСАТОМа». Штаб-квартира его расположена в
Обнинске, филиал — в Санкт-Петербурге. В последнем сооружен и тренажер
ПАТЭС — некая математическая модель плавучей станции.
Преподавательский персонал — самый опытный:
ледокольщики с двадцати- и даже тридцатилетним стажем, реакторщики,
атомщики — большей частью из наукограда Обнинска.
О том, когда
«атомный Посейдон» заступит на энергетическую вахту в «РОСАТОМе» и на
Балтийском заводе, говорят так: «в точно запланированный срок». Впрочем,
сроков этих уже было несколько. И все — запланированные. Очередной —
конец 2016 года. Короче — стройка затянулась. Те же паровые турбины наш
КТЗ отгрузил заказчику еще в 2010 году. Проблема, чувствуется, в
деньгах: проект недешевый — 16,5 млрд руб. по смете, а в связи с
затяжкой видно, что и больше. Экономика 1 киловатта здесь может
оказаться непростой.
— Смотря для чего вы используете эту
электроэнергию, — охотно погружает меня в экономику ПАТЭС еще недавно
курирующий проект от «Росэнергоатома» Сергей Черногубовский. — Если вы
устанавливаете «плавучку» где-то в удаленных районах и используете
электроэнергию для добычи золота и других полезных ископаемых, то там
цена считается совершенно по-другому. У нас в стране очень много
месторождений, которые мы не можем использовать по одной причине — нет
электроэнергии. А доставить ее туда по столбам ЛЭП — безумно дорого. Во
всяком случае гораздо дороже, нежели подогнать туда по океану плавучую
атомную электростанцию. Может быть, электроэнергия там и будет дороже,
чем у вас в квартире сегодня, но для чего она будет использоваться? Для
того, чтобы в итоге получить прибыль для страны: добыть золото, алмазы,
другие полезные ископаемые. Даже если киловатт будет стоить 10 рублей и
дороже, все равно его использование в экстремальных территориях
окупится. Потому что другой вариант — завозить морем за тысячи
километров солярку и сжигать ее в топках старых электростанций. А это
еще дороже.
Впрочем, Сергей Черногубовский сегодня отвечает на
Балтийском заводе за другой уникальный проект. Балтийцы меж собой его
именуют просто: «четыре двойки ноль». То есть 22 220. За безликими
цифрами скрывается крупнейший в мире ледокол с совершенно новым типом
реактора «РИТМ-200» мощностью 174 МВт, сконструированный, как и все
прежние в КБ Африкантова. Громадина уже обозначила свои главные габариты
на самых крупных в Европе стапелях.
— На них же закладывался и «Петр Великий», —
задираяголову к вонзающимся в небо кранам, гордо поясняют балтийцы, —
так нос даже за края выходил…
Носом на этих же стапелях
занимаются судостроители и сегодня — только уже не военного крейсера, а
гигантского атомохода «Арктика», того самого — 22 220.
— Это
самый большой, самый мощный ледокол в мире, — удовлетворенно обводит
взглядом обросший лесами и кранами гигант Сергей Черногубовский. — Длина
— 174 метра. Ширина — 34 метра. Высота борта — 15 метров. Общая высота —
порядка 53 метров, приблизительно 15-этажный дом. Водоизмещение порядка
33,5 тыс. тонн. Основная особенность ледокола — он является
двухосадочным. Рабочая осадка — 10,5 м, наименьшая осадка — 8,65 м. За
счет уменьшения осадки он может работать не только в океане, но и в
устьях рек. Таких, например, как Енисей.
Два гигантских портовых крана держат на тросах носовую
часть будущей «Арктики». Кажущиеся с земли крошечными сварщики и
монтажники ползают под самым небом по сетке строительных лесов, сыплют
искрами, жужжат шлифовальными машинами — атомоход, как объяснили
балтийцы, закончил формирование носовой части. В 170 метрах от нее
финишируют сборочные работы и на корме. Восемь тысяч тонн металла
обретают могучие, но изящные формы невиданных размеров кита и легко
парят над землей на стапелях, над плещущимся тутже Финским заливом.
«Приводнение» ледокола № 1 должно случиться аккурат к 160-летию
Балтзавода — 26 мая следующего года.
— Ледоколы у нас в России без работы не останутся, — уверены на Балтийском заводе. — Все в работе, все молотят…
Уникальные проекты, реализуемые сегодня российскими
атомщиками и корабелами — вершина научно-технического прогресса. Его
квинтэссенция. В списке мировых инноваций наряду с компьютерным
планшетником i-Pad, американской гиперзвуковой крылатой ракетой X-51A
Waverider, строящейся в Норвегии уникальной плавучей
ветроэлектростанцией, синтетической бактериальной клеткой, а также с
новейшими литиевыми батареями, сегодня называют и эти российские
технические творения — плавучую АЭС и «четыре двойки ноль» «Арктика».
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+