Город Донецк стал шестым городом в СССР и двадцатым в мире, где появились троллейбусные маршруты. За семьдесят пять лет своей истории троллейбусы в городе работали почти бесперебойно. В годы Великой Отечественной войны, даже находясь в немецкой оккупации, транспорт продолжал работу, ненадолго останавливаясь только во время боёв за город. Донецк разрастался, развивался, увеличивался пассажирский поток. Поэтому рос и городской транспорт, увеличивалось количество маршрутов, протяженность линий, обновлялся автопарк. Менялись схемы движения. Так из 4 маршрутов и 55 машин, ходивших в 1955 году, схема движения увеличилась до 20 маршрутов и 248 машин в 2013.
С приходом новой войны на Донбасс электротранспорт не перестал работать, исправно перевозя пассажиров. Были повреждены многие контактные линии в Киевском и Куйбышевском районах Донецка, а из-за частых обстрелов в этих районах часть маршрутов пришлось укоротить. Ремонтные бригады, оперативно ремонтировавшие повреждения под обстрелами украинских карателей, в городских депо считаются героями: «Спасибо нашим ремонтникам за то, что быстро восстанавливали сеть, где это было возможно» - говорят люди. В страшных условиях войны не уволиться, не сбежать, а самоотверженно обеспечивать бесперебойную работу линий и машин – поступок, соотносимый с героизмом.
Не смотря на опасность и перебои с электричеством, сотрудники выходили на работу. Самым сильным потрясением для коллектива стала трагедия на Боссе. Утром 22 января 2015 года под обстрел попал один из троллейбусов 17-го маршрута. В результате погибло 13 человек, остальные пассажиры получили множественные осколочные ранения. Снаряды задели жилые дома и находившиеся рядом машины. «Было страшно выходить на работу, но мы понимали, что надо и выходили», - вспоминает тот день один из водителей.
В самое трудное время, когда обстрелы были практически круглосуточными, троллейбусы ходили реже, но всё же ходили. «Сначала до пяти вечера, потом до шести и так далее. Дежурные ходили по обстоятельствам: если становилось потише, то выезжали на маршрут. Сейчас все троллейбусы ходят в штатном режиме», - рассказала нам одна из диспетчеров.
Большинство горожан не замечают таких мелочей, привыкли, что троллейбусы всегда на линии. А вот люди приезжие очень удивляются тому, что в городе вообще работает хоть какой-то транспорт. Но больше всего удивляет стоимость проезда. Так, в Киеве это 3 гривны (9 рублей), в Харькове – 2,5 гривны (8 рублей), в Липецке – 15 рублей, в Москве – 40 рублей. Стоимость проезда в троллейбусах Донецка… 3 рубля.
Документальное подтверждение. Да, три российских рубля.
А это вообще из нашего общего советского прошлого: киоск, где продают абонементы и проездные билеты. Но в Донецке - обыденная реальность.
Компостер для талонов... комментариям не поддается вообще!
В условиях войны и разрыва экономических отношений с Украиной острой проблемой была нехватка запчастей для ремонта автопарка. «Руководство наше очень хорошее, они старались, доставали детали», - прокомментировал один из водителей наш вопрос на тему того, как выживали, крутились сами по началу. Теперь в этом вопросе (как, впрочем, и во многих других) руку помощи протянула Россия в лице Нижегородского завода «Электромаш», который буквально на днях поставил зимние шины, обмоточный провод, аккумуляторы, скаты, токосъёмники и другие, столь необходимые детали.
Дончане работой транспорта довольны, благодарят сотрудников, ценят их работу. Некоторые даже хвастаются: «Летом 2014 года, когда были страшные обстрелы, я один ехал в троллейбусе, людей не было на улице, а транспорт ходил», - говорит наш собеседник на троллейбусной остановке.
Война, разрушение, горе – это не повод сдаваться и опускать руки. Работники троллейбусных депо это доказывают собственным примером. Они понимают, для кого и зачем выходят на работу и выводят своих электрических подопечных на дороги города: «Людей нужно возить – это наша работа».
https://youtu.be/NR5kz83gNZc
Послесловие от редакции.
Кто знает, тот поймет, кто не в курсе - поверьте на слово. Они там, в Донецке, немного странноватые ребята. Тема рассказа о троллейбусе просто всплыла в разговоре, и мне пришлось немного даже доказывать ее необходимость. Для донецких все просто как белый день: это городской транспорт, он должен ходить. Потому и ходит. Чего про него рассказывать?
Но построение государства начинается не с громких заявлений и деклараций. Точнее, да, начинается именно с этого. Но государство становится полноценным государством именно тогда, когда в домах есть свет и тепло, улицы убирают, мусор вывозится, троллейбусы ходят четко по расписанию и зарплата выплачивается вовремя и в полном объеме.
Вот тогда можно говорить о том, что государство, пусть и небольшое, но состоялось. Ибо государство - это в первую очередь не главы, делающие заявления и подписывающие документы. Это генералы. Но генералы без солдат - ничто. А солдаты, то есть, просты граждане, это самая важная составляющая часть. Те, кто ежедневно, пусть и незаметно, делает свое дело.
Так что дай бог успеха и удачи всем солдатам Донбасса. И пусть везет их троллейбус туда, куда на нем написано. (Р.С.)
Автор Василий Примусов, Донецк, ДНР
Использованы фотографии:группа "КСК", г. Донецк, ДНР.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 420
Рейтинг поста: