В "лихие 90-е", ностальгию по которым нынче справляет либеральная общественность, многие бывшие секретари райкомов и горкомов КПСС прониклись демократическими реформами. Сменив коммунистические партбилеты на рыночные отношения, они принялись разрушать и банкротить тысячи предприятий бывшего Советского Союза.
Основной удар пришёлся на производственную сферу. Теперь уже Россия должна была стать простым сырьевым придатком, с зависимой экономикой и низким научно-техническим потенциалом. В Туапсе были уничтожены все производственные предприятия. За исключением нефтезавода, вовремя отданного "Роснефти". Нефтебаза и морской порт — торговые площадки, учитывать их не будем.
О печальной судьбе Туапсинского судоремонтного завода им. Ф.Э.Дзержинского, рассказывал. Благодаря арбитражным разбирательствам укрепилась версия о преднамеренном банкротстве завода. В те годы была популярная ссылка на отсутствие заказов, износе оборудования и т.д. Но только один плавдок №12 был продан более, чем за 15 миллионов долларов (полмиллиарда рублей!). Тем не менее, почти 800 человек, весь коллектив завода, был уволен по сокращению. Одни нашли себе новую работу, другие спились, третьих уже нет...
Это произошло несколько лет назад. Сегодня поговорим о ещё одном уничтоженном производстве в Туапсе — Туапсинском судомеханическом заводе (ТСМЗ).
Православный приход храм-корабль "Святой Владимир" (заглавное фото, судно проекта: 106-10/833, тип судна: самоходная заправочно-очистная станция) — один из многих, построенных в Туапсе судов.
ТСМЗ работал с 1948 по 2003 год. В 8 мощных производственных цехах трудились более 600 человек. Основным направлением его деятельности были судостроение и ремонт флота для морских плавучих стройотрядов и подразделений армии. Туапсинский судомеханический был в свое время предприятием республиканского значения, одним из ведущих в Министерстве транспортного строительства СССР.
В начале "нолевых" производство было развалено, несколько раз перепродано и в итоге досталось компании "еврохим". Построившей свой злосчастный химтерминал, с более чем 100 тысячи тонн химических удобрений, хранимых в центре города.
Завод выпускал много различных типов судов. Сейчас суда подобных классов, необходимых для деятельности туапсинских нефтяников и портовиков, заказываются в других городах. Такова экономика Адама Смита.
Мотозавозня для переустановки якорей. Судно проекта ТР-148Б. Построено ТСМЗ в 1976 году. Порт приписки — Санкт-Петербург. Работает и по сей день.
Гидротехник. Судно проекта Р-100 (Р-148). Построено ТСМЗ 30.02.1987 года. Порт приписки — Севастополь. Выведен из эксплуатации.
Земснаряд 300-40М. Проект 179. Построен ТСМЗ в 1977 году. Порт приписки — Москва. Работает.
Морской геотехник. Проект 106 (НИС). Построен ТСМЗ в 1960 году. Порт приписки — Сочи. Работает.
Понтон-1. Проект 1270. Построен ТСМЗ в 1968 году. Порт приписки — Балахна. Работает.
Понтон-5. Проект 1270. Построен ТСМЗ 05.09.1978 года. Порт приписки — Волгоград. Работает.
ПП-7 (на фото в середине). Проект 1270. Построен в 1979 году. Порт приписки — Дзержинск. Работает.
РТ 401 и 406. Проект 319. Построены ТСМЗ в 1982 и 1987 годах.Порт приписки — Казань. Не эксплуатируются.
Эти и другие суда были произведены Туапсинским судомеханическим заводом.
Вот что от него осталось в начале 2000-х годов. Ровная серая площадка в центре фотографии.
Так выглядит сейчас. Построенный "еврохимом" терминал химических удобрений.
Производственную площадку сменила торговая. По вывозу ресурсов на экспорт. В годы Великой Отечественной войны Туапсе стал ремонтной базой Военного Черноморского флота. Случись что в наше время, корабли и суда придётся топить. Ведь ремонтировать негде.
"Роснефть" разрабатывает планы по восстановлению судоремонта на Черном море. Ведь для шельфовых проектов компании, ремонтная база необходима. Но в Туапсе уже нет прежних возможностей. Остаётся Новороссийск или Крым.
Несколько тысяч туапсинцев, вместо того, чтобы работать на производстве, остаются в сфере торговли или поисках работы. можем ли мы противостоять врагу с подносами и торговыми весами, как противостояли рабочие в ВОВ, имеющие трудовые и профессиональные навыки, покажет время.
Пока же все активные участники приватизации, получившие немалые материальные блага от производимой ими разрухи в 90-е, продолжают пожинать бонусы и дивиденды от своей деятельности. А их благодарные (прямые) потомки ностальгируют по 90-м годам. Постя фоточки в Фейсбук и мечтая на развалинах России сделать уже своё состояние.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+