В России продолжается обсуждение проблем малой гражданской авиации, которая с развалом СССР практически полностью прекратила свое существование. Рынок региональных авиаперевозок стремительно обвалился, однако у государства, по всей видимости, наконец-то дошли руки до решения данной проблемы. К развитию региональной авиации в разных регионах страны подходят по-разному. Так губернатор Приморья Владимир Миклушевский рассказал журналистам о том, что администрация края готова рассмотреть предложение о приобретении 19-местных канадских самолетов DHC-6, которые легко могут использоваться даже со сравнительно небольших аэродромов.
Данному самолету достаточно взлетно-посадочной полосы длиной всего в 360 метров, что меньше, чем необходимо для знаменитого «кукурузника» Ан-2. Глава Приморского края подчеркнул, что регион планирует приобрести 3 самолета для внутренних авиалиний, так как деловая активность и развитие туризма просто невозможно представить без развития региональной авиации. К тому же в часть населенных пунктов Приморья сегодня можно попасть только по воздуху.
По информации пресс-службы краевой администрации, развитие региональной авиации в Приморском крае на сегодняшний день является одной из стратегически важных задач. Уже к 2015 году краевой центр – Владивосток – планируется связать воздушным сообщением с 25 населенными пунктами региона. Оператором региональных авиаперевозок внутри Приморья должна стать новая дальневосточная авиакомпания, которая будет создана под крылом «Аэрофлота» на базе ОАО «ВладАвиа», ОАО «Сахалинские авиатрассы» и других авиаперевозчиков. Помимо перевозок по Дальнему Востоку и международных рейсов, данная компания будет совершать авиаперелеты и по территории Приморья. Предполагается, что создание такого авиаперевозчика позволит увеличить пассажиропоток с 8 до 83 тысяч пассажиров в год.
Впрочем, стоит отметить, что способ приобретения канадских пассажирских самолетов в администрации Приморья пока что не выбран – возможно, финансовые средства удастся найти в краевом бюджете, но, скорее всего, будет применяться механизм возмещения расходов авиаперевозчику. По информации издания «Коммерсантъ», стоимость одного самолета DHC-6 сегодня составляет около 6-7 млн. долларов. Примечательно, что на самолеты данной модели может быть установлено различное шасси, благодаря чему DHC-6 может получить возможность посадки на снег или даже воду.
В настоящее время в Приморском крае, который является самым густонаселенным регионом России на Дальнем Востоке, местная авиация пребывает, по сути, в глубоком анабиозе. 3 пассажирских вертолета Ми-8 компании «ВладАвиа» занимаются перевозкой пассажиров в поселок Кавалерово и Тернейский район края. Поэтому планы, которые были озвучены краевыми властями, пока что выглядят фантастическими. Несмотря на это интерес российских регионов к развитию местной авиации сегодня выглядит логичным и оправданным. Хотя люди в России за минувшие 20 лет и отвыкли летать на короткие расстояния, альтернативы самолетам, как средству достаточно быстрой передислокации с одного места в другое, пока что не придумали. Поэтому не стоит удивляться тому факту, что планы по развитию рынка региональной авиации в последнее время озвучивают власти многих российских регионов.
Необходимо также учитывать тот факт, что федеральный бюджет готов оказать посильную помощь маленьким авиакомпаниям в покупке новых самолетов. Еще в 2012 году было принято решение о субсидировании российских авиаперевозчиков, покупающих новые машины в лизинг. В прошлом году российские компании по этой программе смогли получить 26 самолетов на общую сумму в 1,2 млрд. рублей. В 2013 году совокупные субсидии по договорам лизинга составляют уже 2,1 млрд. рублей (в Минтрансе полагают, что данные денежные средства позволят обеспечить субсидирование покупки до 40 новых самолетов для местных воздушных авиалиний).
В первую очередь из средств российского бюджета будет субсидироваться покупка самолетов малой вместимости – 10-12 мест, потом – до 20 мест, и наконец – до 40 мест и более. До 30% всей квоты программы субсидирования в 2013 году получат российские самолеты Ан-148 (от 68 до 85 мест). Но перевозчикам, которым нужны самолеты меньшей вместимости, приходится обращать свое внимание на зарубежный рынок – сегодня в России такие «малыши» просто не выпускаются.
По информации Межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение» (МАСС), в начале июня 2013 года представители правительств республик Алтай и Бурятия, Алтайского края, а также Иркутской, Новосибирской и Томской областей совместно с руководителями региональных авиакомпаний «Алтайские авиалинии» и «Томск-Авиа» подписали протоколы о намерениях по покупке чешских самолетов L-410 UVP-Е20, которые производятся на заводе Aicraft Industries (принадлежит российской компании «УГМК Холдинг»). Данная модель – это модифицированный Let L-410 Turbolet, небольшой чешский универсальный двухмоторный самолет, который обладает вместимостью до 19 пассажиров и предназначенный для использования на местных авиалиниях.
Данный самолет поставлялся еще в СССР и уже летал в Сибири. Предполагается, что новые самолеты (минимум – 15 машин, хотя пока что завод в состоянии выпускать не более 20 самолетов в год) также будут куплены на условиях субсидирования из федерального бюджета. По информации МАСС, обсуждается 4 различных варианта применения лизинговой схемы и субсидий со стороны государства. Стоимость L-410 UVP-E20, в зависимости от комплектации, сегодня оценивается в 145-190 млн. рублей, а размер субсидии для самолетов такого типа может составить до 49 млн. рублей.
Также остается добавить, что в ближайшее время (в 2014 году) авиакорпорация «Витязь» планирует начать сборку канадских самолетов DHC-6 на территории Ульяновской области, на площадке особой экономической зоны. Возможно, именно по этой причине власти Приморья и обратили свое внимание на данный самолет.
Стоит отметить, что канадский самолет обладает отличными взлетно-посадочными характеристиками, способностью садиться практически на любой подходящей площадке и хорошей весовой отдачей. Все эти качества сделали канадскую машину настоящим мировым стандартом небольшого транспортного самолета – «вездехода». Первый серийный самолет DHC-6 Twin Otter был сдан в эксплуатацию еще в 1966 году. Серийный впуск данного самолета на заводах de Havilland Canada продолжался до 1988 года. В 2007 году производство самолета снова было возобновлено, в этот раз канадской компанией Viking Air. Новая модель получила обозначение Серия-400, первые самолеты данного тира были поставлены заказчикам в 2010 году. Всего за годы производства в Канаде было выпущено более 850 самолетов данного типа в различных модификациях.
Универсальность самолета DHC-6 Twin Otter сделали его практически идеальной машиной общего назначения для большого количества операторов по всему миру. Именно поэтому один из ведущих канадских авиационных производителей – компания «Viking Air» в один прекрасный момент выкупила сертификат на выпуск DHC-6Twin Otter у известной компании «Bombardier». В настоящее время самолеты данного типа выпускаются на заводе компании «Viking Air» в Калгари. Новая машина получила обозначение Viking Air DHC-6-400 и оснащается более мощными турбовинтовыми двигателями Pratt & Whitney Canada РТ6А-34.
Первый серийный DHC-6-400 поднялся в воздух 16 февраля 2010 года в Калгари. Он был передан покупателю – компании «Zimex Aviation» во время проведения авиасалона Фарнборо в июле того же года. Помимо уже действующих операторов DHC-6 канадцы получили заказы и от новых покупателей. В частности ВМС Вьетнама приобрели 6 самолетов (2 в VIP-исполнении). 4 оставшихся самолета, которые получили обозначение Guardian 400, ВМС Вьетнама использует для проведения поисково-спасательных операций и патрулирования в прибрежных водах. Все 6 самолетов вьетнамского заказа были оснащены амфибийным шасси.
Летно-технические характеристики DHC-6-400:
Размеры: размах крыла – 19,8 м., длина – 15,8 м., высота – 5,9 м.
Площадь крыла – 39,0 кв. м.
Масса самолета пустого – 3120 кг., максимальная взлетная масса –5670 кг.
Тип двигателя – 2 ТВД Two Pratt Whitney Canada PT6A-34, мощностью 2х750 л.с.
Максимальная скорость – 340 км/ч., крейсерская скорость – 265 км/ч.
Длина разбега – 360 м, длина пробега – 320 м.
Максимальная дальность полета – 1800 км.
Максимальный потолок – 8140 м.
Количество кресел в салоне (эконом) – 19-20.
Максимальная коммерческая нагрузка – 1940 кг.
Экипаж – 1-2 человека.
Источники информации:
-http://www.aviaport.ru/digest/2013/08/20/261962.html
-http://www.airwar.ru/enc/craft/dhc6.html
-http://www.airlines-inform.ru/commercial-aircraft/Twin-Otter.html